Картотека бесед в старшей группе часть 1
Беседа- это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по
определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.
Она относится к словесным методам обучения,
при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей
играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми.
Беседа
в первую очередь является методом обогащения, уточнения и систематизации знаний
и представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на
занятиях. Посредством бесед дети
целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся
словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Участвуя в беседе,
ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то,
что знает о нем, приучается логически мыслить.
«Дорожная азбука»
Цель:
продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: проезжая часть улицы
для движения машин, а тротуар для пешеходов. Убедить детей в необходимости
соблюдать их - не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или
на детской площадке. Продолжать закреплять знания детей о назначении светофора;
учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,
информационно-указательные), предназначенные для пешеходов. Формировать умение
самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
«Полосатая зебра»
Цель:
расширять у детей знания правил дорожного движения (улицу можно переходить в
специальных местах - наземных и подземных переходах, напомнить о значении знака
«Пешеходный переход»). Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов
запрещено». Формировать устойчивые навыки осознанного, безопасного поведения на
улицах и дорогах города. Учить детей применять свои знания на практике.
Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
«Планета Земля в опасности»
Цель:
способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля - это громадный
шар (большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями, кроме воды
есть материки - твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению
знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им
нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление
детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе,
правильное с ней общение, желание изучать ее.
«Москва - столица нашего Отечества»
Цель:
дать детям представление о том, что Москва - самый большой город в нашей
стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица.
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и
обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять
кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать
чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к
истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство
восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.
«День знаний»
Цель:
уточнить и систематизировать знания детей о празднике - День Знаний, 1
сентября. Объяснить детям, что этот праздник - начало учебного года ни только в
школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя,
воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ).
Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать
эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в
группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.
«День матери»
Цель:
закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить
доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому
дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости,
любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции.
«Новый год»
Цель:
расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования
Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения
сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи
Нового года; воспитывать любовь к истории России; воспитывать любовь к русскому
народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу.
«Крещение»
Цель:
объяснить детям смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь.
Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать
представление о значимости крещения, принятия православия, развивать
способность воспринимать, анализировать литературные произведения, умение
выражать свои чувства.
«Масленица»
Цель:
продолжать знакомить детей с праздником - Масленицей. Развивать интерес к
русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской
культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
«Наша Армия»
Цель:
дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах
войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой.
Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать
желание быть похожими на сильных Российских воинов.
«Международный женский день»
Цель:
привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к
традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное
отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому
полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей
о роли мамы и бабушки в жизни; способствовать созданию у детей положительных
эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать
умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения,
согласие или несогласие с ответом товарища.
«Первый космонавт»
Цель:
продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для
человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом
оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный
интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей,
желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму
речи.
«День Победы»
Цель:
продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества.
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы
Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности
аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам
Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
«Пасха»
Цель:
познакомить детей с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями,
традициями, новыми словами и их значением; с православным преданием о
пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами
праздника. Обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям
русского народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий
народного творчества.
«Умеешь ли ты обращаться
с животными»
Цель:
дать детям знания о правилах поведения при встречи с различными домашними
животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение
животных.
Предложить
детям запомнить правила:
1. Не убегай никогда от собаки. Она может
принять тебя за дичь и поохотиться.
2. Если хочешь погладить собаку, спроси
разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делай резких движений.
3. Не корми чужих собак и не трогай их во
время еды и во время сна.
4. Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
5. Не подходи к собакам охранных пород. Их
часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
6. Не трогай щенков и не пытайся отобрать
предмет, с которым собака играет.
7. Кошки тоже могут быть опасны. Они могут
вас сильно поцарапать и искусать.
«Витамины укрепляют организм»
Цель:
продолжать закреплять знания детей пользе витаминов для нашего организма.
Познакомить с понятием «витамины группы «А, В, С, О, Е» и продукты, в которых
они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в
организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.
Воспитывать желание быть здоровыми.
«Режим дня: для чего он нужен?»
Цель:
формировать у детей навыки здорового образа жизни, связанные с режимом дня;
умение выполнять действия, соответствующие режиму дня (зарядка, гигиенические
процедуры, прогулка). Воспитывать любовь к занятиям физической культурой и
стремление вести здоровый образ жизни.
«Чистота-залог здоровья»
Цель:
воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед
едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение
пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чиханье отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы
дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение.
Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к
своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в
жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил.
«Опасные предметы дома»
Цель:
закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, о
правилах пользования колющими, режущими предметами. Закрепить знания о
предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая
плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах,
которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режущее-колющие инструменты). Формировать знания о том, что для безопасности все
предметы надо убирать на свои места. Закреплять знания о том, что в случае
необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», «112».
«Если ты гуляешь один»
Цель:
развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время
прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми
людьми. Закреплять правило - «Не трогать на улице незнакомые предметы».
«Никогда! Никуда! Ни за что не ходи с чужим человеком!
«Цветы»
Цель:
дать понятие, что такое цветок. Учить детей классифицировать цветы по месту их
произрастания (луг, сад, поле, дом). Отметить значение, роль цветов для жизни и
деятельности человека, животных, насекомых. Учить распознавать садовые цветы от
полевых, лесных цветов. Углублять знания и представления детей о цветах, их
внешнем виде местах произрастания.
«Садовые цветы»
Цель:
продолжать знакомить детей с разнообразием цветущих садовых растений. Дать
понятие о жизненном цикле растения. Содействовать формированию бережного
отношения к цветам, желанию заботится о растениях.
«Комнатное растение»
Цель:
продолжать закреплять у детей элементарные представления о комнатных растениях:
у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с
землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь
отличать комнатные растения от садовых.
Закреплять
умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке,
протирать листья; делать все по необходимости. Познакомить детей со способами
размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями,
воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ,
разрезанными листьями).
«Луговые цветы»
Цель:
познакомить с луговыми растениями, узнавать по расцветке, форме листьев, цвет
название растений и их признаки; учить называть их строение, пополнять словарь
за счет слов, обозначающих. Воспитывать бережное отношение к растениям луга.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
«Зимующие птицы»
Цель:
расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц
по голосам I внешнему виду; закрепить знания детей о корме, который помогает
птицам выжить зимой. Воспитывать интерес, и бережное отношение, желание помочь, вывешивая кормушки, в подкормке птиц.
«Перелетные птицы»
Цель:
формировать обобщенное представление по общему признаку. Закрепить знания о
перелетных птицах, учить различать по внешнему виду. Углублять представления о
причинах отлета их в холодный период (ласточка, грач, утка, скворец, цапля).
«Птицы»
Цель:
закрепить, уточнить и обобщить знания зиме. Знать зимующих и перелетных птиц,
прилетают с севера и живут у нас до весны. Воспитывать уважительное отношение к
птицам, желание их подкармливать. Рассказать детям о жизни птиц, о том, как
птицы приспосабливаются к зиме. Воспитывать бережное отношение к птицам, умение
поддерживать беседу.
«Береги природу»
Цели:
расширять представления детей о растительном и животном мире, развивать умение
наблюдать анализировать, развивать логическое мышление, умение правильно вести
себя в природе. Дать детям представление о бережном отношении к лесу,
воспитывать любовь к родному краю и умение правильно заботятся о природе,
любить ее.