Картотека зимних прогулок в старшей группе детского сада (часть 1)

Интерес к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки разных размеров и куклы в зимней одежде. К концу прогулке, когда дети чувствуют усталость, можно включать на участке музыку для поддержания настроения.  
№ 1               Наблюдение за воробьем
Цель – продолжать закрепление знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.
Беседа                         
У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги….
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно прихо­дится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться воз­ле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног чело­века, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. Почему воробьев называют смелыми и дружными пти­цами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обиль­ный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько
собралось птиц. Какой же корм они охотнее поеда­ют? Давайте  проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше со­бралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Труд. Покормить птиц зернами.
П/и: "Мороз". "Налетай". "Прыжки на 2 ногах с продвижением.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови предметы". "Сорока".
Пальчиковая гимнастика "Птички".
Самостоятельная игровая деятельность.  Игры с формочками.
№ 2 Наблюдение за огородом
Цельзнакомить с сезонными изменениями в огороде  в зим­ний период; воспитывать интерес к исследовательской  деятельности.
Беседа                               
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель задает детям вопросы.
Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело  снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим   в  холода и ветра.) Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
Труд. Постройка фигур из снега на участке.
П/и: "Совушка – сова".  "Жмурки"."Попади в цель".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что за предмет". "Угадай игрушку".
Пальчиковая гимнастика"Хозяйка с базара домой принесла".
Самостоятельная игровая деятельность. Строить из снега фигуры.
№ 3   Сравнительное наблюдение  за воробьем и синицей
Цель на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Беседа                        
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Что у птиц общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв тол­стый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тык­вы, арбуза.) Синица — птица насекомоядная, почему же она не уле­тает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и рас­щеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилета­ют ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (По­тому что, живя возле людей, птицы защищены от хищни­ков, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Труд. Укрепление снегом корней молодых деревьев.
П/и: Птицы и кукушка». Лягушки и цапля». прыжках в длину с места.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Эхо". "Составь фигуру".
Пальчиковая гимнастика"Воробей".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.
№ 4 Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Беседа
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заме­тив корм,  налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Синицы — осторожные и пугли­вые.) Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног  человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всю­ду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит
на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тща­тельно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц
называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят
вред челове­ку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерно­вых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поеда­ют большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Труд. Сгребание снега на участке.
П/и:"Автомобили". "Цепи кованные".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Если бы…" "Цепочка примеров".
Пальчиковая гимнастика"Шустрая синичка".
№ 5  Наблюдение за метелью
Цельдать представление о движении снега в ветреную погоду.
Беседа                                  
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на дру­гое.) Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.) Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугро­бы.) Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголя­ются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель.)
Исследовательская деятельность
На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изме­нил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, ого­лил землю.
Труд. Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.
П/и: "Метелица". "С кочки на кочку". Прыжки (во всех видах).
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сложи квадрат". "Где снежинки".
Пальчиковая гимнастика"Ураган".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в снежки.
№ 6 Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цельрасширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитывать
интерес к технике и уважение к труду взрослых.
Беседа                              
   Что за дворник удалой
  Снег сгребал на мостовой?
  (Снегоуборочная машина.)
У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из чего они сделаны? (Из стальной проволоки.) Какая у них щетина?
(Жесткая, колючая.) А вот еще одна машина идет убирать снег.
Что у нее есть? (Два больших винта.) Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясо­рубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.) Как называется эта машина? (Снегоочиститель.) Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная ма­шина?
(К специальному.)
Исследовательская деятельность
Сравнить снегоочиститель с машиной "скорой помощи".
Труд. Очистка от снега участка и постройка лабиринта.
П/и: "Охотники и звери", "Не попадись". Метание в даль.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Пройди по мостику". "Быстро возьми, бы­стро положи".
Пальчиковая гимнастика"Транспорт".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в лабиринте.
№ 7 Наблюдение за сезонными изменениями
Цель формировать представления об изменениях в природе;уметь различать характерные приметы конца зимы (пер­вая капель), узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Беседа
Февраль — последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бываютоттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже. Воспитатель загадывает детям загадки.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Исследовательская деятельность
Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В кон­це прогулки сравнить, где снег осел быстрее.
Труд. Уборка снега на участке малышей.
П/и: "С сугроба на сугроб". "Кто быстрее?". Прыжки в длину.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Я начну ". "Времена года".
№ 8  Наблюдение за вороной и сорокой
Цель закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности.
Беседа                    
Сорока-ворона
Смотрит сверху,
Сверху на небо
С перевёрнутой ветки.
Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Во­рона.) Что вы знаете о ней? Какая она по характеру? За что не любят ворону? Что в ней положительного? Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду по­добраться — берегись. Со всей округи соберутся соседи, и  все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон  — самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона — совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе.  Ворон  — птица лесная. Во многих сказках ворона называ­ет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет. А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, со­рока.) Какая сорока? В чем сходство и различие между вороной и сорокой? Сороку вы хорошо знаете. Лесные обитатели ува­жают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах — насторожи­лись, притаились звери и
птицы. «Опасность, опасность!» — стрекочет сорока, и всем понятен ее язык.
Труд. Коллективный труд на территории участка.
П/и: "Коршун и наседка", "Не попадись". Игра в бадминтон.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Угадай фигуру". "Сложи слово".
Пальчиковая гимнастика"Ворона".
Самостоятельная игровая деятельность. Катание на санках.
№ 9   Наблюдение за снегопадом
Цель формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Беседа                                 
 Снег из тучи прилетел,
Лечь на землю захотел.
Ищет места — не найдет,
Задержался у ворот.
Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими  хлопьями падают на зем­лю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, пре­вращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покры­вают ее снегом. В мороз
 снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много сне­жинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой?  Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (раз­мер, найти одинаковые). На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?
Труд. Уборка участка от снега.
П/и:  "Гуси-лебеди", "Кто лучше прыгнет?". "Хоккей".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Цифры". "Похожи-не похожи".
Пальчиковая гимнастика"Снег идет".
Самостоятельная игровая деятельность. Помощь малышам на участке.
№ 10 Наблюдение за березой зимой
Цель формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло­маются).
Беседа                       
 Стоит березка в пелеринке,
Звенит на ветках бахрома.
Чем легче, тем нежней снежинки,
Тем холодней стоит зима!
Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные вет­ром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют. Как чувствуют себя деревья зимой? Что с ними происходит? В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.) Как вы узнали березу?
Труд. Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.
П/и: "Кому флажок?", "Эстафета с обручами". Пролезание в обруч.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Резвый мешочек". "Кому что".
Пальчиковая гимнастика"Березка".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом.
№ 11 Наблюдение за елью
Цельпоказать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Беседа                  
 У нас в переулке у всех на виду
Шикарная ель проживала
Высока, стройна, величава.
Ее красотой любовалися все
И люди, и птицы, и звери.
Счастливой была и жила без забот
В судьбу свою звездную веря.
Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасно­сти. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать де­рево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повре­дить ели,
если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к ство­лу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
Труд. Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было
тепло зимой.
П/и: Обучение детей ходьбе на лыжах. "Сбей кеглю". "Догони меня".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Вчера, сегодня". "Кто где работает".
Назад