- Картотеки игр и прогулок
- admin
- Комментариев: 0
- Просмотров: 1466
- 22-03-2020, 12:00
Картотека зимних
прогулок в старшей группе детского сада (часть 1)
Интерес к зимней прогулке
поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть
красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки
разных размеров и куклы в зимней одежде. К концу прогулке, когда дети чувствуют
усталость, можно включать на участке музыку для поддержания настроения.
№ 1 Наблюдение
за воробьем
Цель – продолжать закрепление знаний о
воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в
зимнее время.
Беседа
У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги….
Да, зиму
воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную
пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле
него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют
из собачьей миски, подбирают крохи. Почему
воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью
посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на
пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько
собралось
птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало,
во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось
воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Труд. Покормить птиц
зернами.
П/и: "Мороз". "Налетай". "Прыжки на 2
ногах с продвижением.
Индивидуальная
работа. Дидактические
игры. "Назови предметы". "Сорока".
Пальчиковая
гимнастика "Птички".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с формочками.
№ 2 Наблюдение за огородом
Цель – знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к
исследовательской деятельности.
Беседа
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель
задает детям вопросы.
Что
изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.) Если много снега в огороде — это плохо
или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях
огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в
центре? (У зданий) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Исследовательская
деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии
находится почва в зимний период.
Труд. Постройка
фигур из снега на участке.
П/и: "Совушка
– сова". "Жмурки"."Попади в цель".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что за
предмет". "Угадай игрушку".
Пальчиковая гимнастика"Хозяйка с базара домой принесла".
Самостоятельная игровая деятельность. Строить из снега фигуры.
№ 3 Сравнительное
наблюдение за воробьем и синицей
Цель – на
примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения,
образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим
меньшим.
Беседа
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Что у
птиц общего? (Остались зимовать, держатся по
одиночке.)
Чем
отличается воробей от синички? (У синицы клюв
тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а
также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена
подсолнечника, тыквы, арбуза.) Синица — птица насекомоядная, почему же
она не улетает в теплые края? (Она делает
запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять
семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же
воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что,
живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные
местечки, где можно свить гнездо.)
Труд. Укрепление
снегом корней молодых деревьев.
П/и: Птицы
и кукушка». Лягушки и цапля». прыжках в длину с места.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Эхо".
"Составь фигуру".
Пальчиковая гимнастика"Воробей".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.
№ 4 Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель – на
примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения,
образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Беседа
Как ведут
себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив
корм, налетают стайкой, ссорятся,
отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность,
улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Синицы — осторожные и пугливые.) Эти птицы, не боясь, прыгают возле
ног человека, клюют из собачьей миски,
подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не
сидит
на месте, всюду летает, суетится,
снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко
лазает по ветвям деревьев. Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц
тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром
стайки синиц
называют «крылатой милицией
леса». Бывает, что воробьи приносят
вред человеку, расклевывают
фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем
вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо
охранять, а не преследовать.)
Труд. Сгребание снега на
участке.
П/и:"Автомобили". "Цепи кованные".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Если
бы…" "Цепочка примеров".
Пальчиковая гимнастика"Шустрая синичка".
№ 5 Наблюдение за
метелью
Цель – дать представление о движении снега в
ветреную погоду.
Беседа
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Как вы
думаете, что такое метель? (Перемещение
снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.) Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.) Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где
есть препятствие, поэтому образуются сугробы.) Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок,
появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы
заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель.)
Исследовательская деятельность
На
следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев,
так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где
ненужно, оголил землю.
Труд. Изготовление
вертушек для наблюдения за ветром.
П/и: "Метелица".
"С кочки на кочку". Прыжки (во всех видах).
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сложи
квадрат". "Где снежинки".
Пальчиковая гимнастика"Ураган".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в снежки.
№ 6 Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цель – расширять представление о роли машин в
выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитывать
интерес к
технике и уважение к труду взрослых.
Беседа
Что за дворник
удалой
Снег сгребал на мостовой?
(Снегоуборочная
машина.)
У
снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между
передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из
чего они сделаны? (Из стальной
проволоки.) Какая у
них щетина?
(Жесткая, колючая.) А вот еще одна машина идет убирать
снег.
Что у нее
есть? (Два больших винта.) Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти
вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.) Как называется эта машина? (Снегоочиститель.) Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная
машина?
(К специальному.)
Исследовательская деятельность
Сравнить
снегоочиститель с машиной "скорой помощи".
Труд. Очистка
от снега участка и постройка лабиринта.
П/и: "Охотники
и звери", "Не попадись". Метание в даль.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Пройди по мостику". "Быстро возьми, быстро положи".
Пальчиковая гимнастика"Транспорт".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в лабиринте.
№ 7 Наблюдение за сезонными изменениями
Цель – формировать представления об изменениях
в природе;уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель),
узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое
описание зимы.
Беседа
Февраль —
последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая
робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бываютоттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже. Воспитатель
загадывает детям загадки.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Исследовательская деятельность
Набрать в
сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег
осел быстрее.
Труд. Уборка
снега на участке малышей.
П/и: "С
сугроба на сугроб". "Кто быстрее?". Прыжки в
длину.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Я начну
". "Времена года".
№ 8 Наблюдение
за вороной и сорокой
Цель – закреплять представление о птичьем
мире, знать характерные их особенности.
Беседа
Сорока-ворона
Смотрит сверху,
Сверху на небо
С перевёрнутой ветки.
Ребята,
посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.) Что вы знаете о ней? Какая она по характеру? За что не
любят ворону? Что в ней положительного? Ворону называют серой разбойницей.
Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас
птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в
луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду
подобраться — берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон — самый крупный из вороньей семьи. Ворон и
ворона — совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон — птица лесная. Во многих сказках
ворона называет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет. А вы
знаете вороньих родственников? (Грач, галка,
сорока.) Какая
сорока? В чем сходство и различие между вороной и сорокой? Сороку вы хорошо
знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все
слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах — насторожились,
притаились звери и
птицы.
«Опасность, опасность!» — стрекочет сорока, и всем понятен ее язык.
Труд. Коллективный
труд на территории участка.
П/и: "Коршун
и наседка", "Не попадись". Игра в бадминтон.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Угадай
фигуру". "Сложи слово".
Пальчиковая гимнастика"Ворона".
Самостоятельная игровая деятельность. Катание на санках.
№ 9 Наблюдение за
снегопадом
Цель – формировать представление о свойствах
снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Беседа
Снег из тучи
прилетел,
Лечь на землю захотел.
Ищет места — не найдет,
Задержался у ворот.
Падают
белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые
звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они
сыплются вместе и большими хлопьями
падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в
мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных
кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают
ее снегом. В мороз
снег поскрипывает под ногами. Это ломаются
лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где
образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый,
когда сухой? Из какого снега легче
лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть
руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти
одинаковые). На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет
на голую ладошку? Почему?
Труд. Уборка участка от снега.
П/и: "Гуси-лебеди", "Кто лучше
прыгнет?". "Хоккей".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Цифры".
"Похожи-не похожи".
Пальчиковая гимнастика"Снег идет".
Самостоятельная игровая деятельность. Помощь малышам на участке.
№ 10 Наблюдение за березой зимой
Цель – формировать знания об особенностях
жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не
задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Беседа
Стоит березка в
пелеринке,
Звенит на ветках бахрома.
Чем легче, тем нежней снежинки,
Тем холодней стоит зима!
Зимой
береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся
хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные
ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют. Как чувствуют себя
деревья зимой? Что с ними происходит? В каком состоянии находятся деревья
зимой? (В покое.) Как вы узнали березу?
Труд. Укрывание
стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.
П/и: "Кому флажок?", "Эстафета с обручами".
Пролезание в обруч.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Резвый мешочек". "Кому что".
Пальчиковая гимнастика"Березка".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом.
№ 11 Наблюдение за елью
Цель – показать детям, что разные
обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Беседа
У нас в переулке у всех на виду
Шикарная ель
проживала
Высока,
стройна, величава.
Ее красотой
любовалися все
И люди, и
птицы, и звери.
Счастливой была
и жила без забот
В судьбу свою
звездную веря.
Ель хоть
и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать
ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее
корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели,
если
будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь:
прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с
веток, чтобы они не сломались.
Труд. Прикопка
к стволам деревьев снега, чтобы ели было
тепло
зимой.
П/и: Обучение
детей ходьбе на лыжах. "Сбей кеглю". "Догони меня".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Вчера,
сегодня". "Кто где работает".
Назад
Интерес к зимней прогулке
поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть
красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки
разных размеров и куклы в зимней одежде. К концу прогулке, когда дети чувствуют
усталость, можно включать на участке музыку для поддержания настроения.
№ 1 Наблюдение
за воробьем
Цель – продолжать закрепление знаний о
воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в
зимнее время.
Беседа
У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги….
Да, зиму
воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную
пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле
него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют
из собачьей миски, подбирают крохи. Почему
воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью
посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на
пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько
собралось
птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало,
во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось
воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Труд. Покормить птиц
зернами.
П/и: "Мороз". "Налетай". "Прыжки на 2
ногах с продвижением.
Индивидуальная
работа. Дидактические
игры. "Назови предметы". "Сорока".
Пальчиковая
гимнастика "Птички".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с формочками.
№ 2 Наблюдение за огородом
Цель – знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к
исследовательской деятельности.
Беседа
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель
задает детям вопросы.
Что
изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.) Если много снега в огороде — это плохо
или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях
огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в
центре? (У зданий) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Исследовательская
деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии
находится почва в зимний период.
Труд. Постройка
фигур из снега на участке.
П/и: "Совушка
– сова". "Жмурки"."Попади в цель".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что за
предмет". "Угадай игрушку".
Пальчиковая гимнастика"Хозяйка с базара домой принесла".
Самостоятельная игровая деятельность. Строить из снега фигуры.
№ 3 Сравнительное
наблюдение за воробьем и синицей
Цель – на
примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения,
образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим
меньшим.
Беседа
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Что у
птиц общего? (Остались зимовать, держатся по
одиночке.)
Чем
отличается воробей от синички? (У синицы клюв
тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а
также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена
подсолнечника, тыквы, арбуза.) Синица — птица насекомоядная, почему же
она не улетает в теплые края? (Она делает
запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять
семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же
воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что,
живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные
местечки, где можно свить гнездо.)
Труд. Укрепление
снегом корней молодых деревьев.
П/и: Птицы
и кукушка». Лягушки и цапля». прыжках в длину с места.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Эхо".
"Составь фигуру".
Пальчиковая гимнастика"Воробей".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.
№ 4 Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель – на
примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения,
образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Беседа
Как ведут
себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив
корм, налетают стайкой, ссорятся,
отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность,
улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Синицы — осторожные и пугливые.) Эти птицы, не боясь, прыгают возле
ног человека, клюют из собачьей миски,
подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не
сидит
на месте, всюду летает, суетится,
снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко
лазает по ветвям деревьев. Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц
тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром
стайки синиц
называют «крылатой милицией
леса». Бывает, что воробьи приносят
вред человеку, расклевывают
фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем
вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо
охранять, а не преследовать.)
Труд. Сгребание снега на
участке.
П/и:"Автомобили". "Цепи кованные".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Если
бы…" "Цепочка примеров".
Пальчиковая гимнастика"Шустрая синичка".
№ 5 Наблюдение за
метелью
Цель – дать представление о движении снега в
ветреную погоду.
Беседа
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Как вы
думаете, что такое метель? (Перемещение
снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.) Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.) Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где
есть препятствие, поэтому образуются сугробы.) Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок,
появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы
заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель.)
Исследовательская деятельность
На
следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев,
так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где
ненужно, оголил землю.
Труд. Изготовление
вертушек для наблюдения за ветром.
П/и: "Метелица".
"С кочки на кочку". Прыжки (во всех видах).
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сложи
квадрат". "Где снежинки".
Пальчиковая гимнастика"Ураган".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в снежки.
№ 6 Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цель – расширять представление о роли машин в
выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитывать
интерес к
технике и уважение к труду взрослых.
Беседа
Что за дворник
удалой
Снег сгребал на мостовой?
(Снегоуборочная
машина.)
У
снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между
передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из
чего они сделаны? (Из стальной
проволоки.) Какая у
них щетина?
(Жесткая, колючая.) А вот еще одна машина идет убирать
снег.
Что у нее
есть? (Два больших винта.) Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти
вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.) Как называется эта машина? (Снегоочиститель.) Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная
машина?
(К специальному.)
Исследовательская деятельность
Сравнить
снегоочиститель с машиной "скорой помощи".
Труд. Очистка
от снега участка и постройка лабиринта.
П/и: "Охотники
и звери", "Не попадись". Метание в даль.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Пройди по мостику". "Быстро возьми, быстро положи".
Пальчиковая гимнастика"Транспорт".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в лабиринте.
№ 7 Наблюдение за сезонными изменениями
Цель – формировать представления об изменениях
в природе;уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель),
узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое
описание зимы.
Беседа
Февраль —
последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая
робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бываютоттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже. Воспитатель
загадывает детям загадки.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Исследовательская деятельность
Набрать в
сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег
осел быстрее.
Труд. Уборка
снега на участке малышей.
П/и: "С
сугроба на сугроб". "Кто быстрее?". Прыжки в
длину.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Я начну
". "Времена года".
№ 8 Наблюдение
за вороной и сорокой
Цель – закреплять представление о птичьем
мире, знать характерные их особенности.
Беседа
Сорока-ворона
Смотрит сверху,
Сверху на небо
С перевёрнутой ветки.
Ребята,
посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.) Что вы знаете о ней? Какая она по характеру? За что не
любят ворону? Что в ней положительного? Ворону называют серой разбойницей.
Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас
птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в
луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду
подобраться — берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон — самый крупный из вороньей семьи. Ворон и
ворона — совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон — птица лесная. Во многих сказках
ворона называет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет. А вы
знаете вороньих родственников? (Грач, галка,
сорока.) Какая
сорока? В чем сходство и различие между вороной и сорокой? Сороку вы хорошо
знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все
слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах — насторожились,
притаились звери и
птицы.
«Опасность, опасность!» — стрекочет сорока, и всем понятен ее язык.
Труд. Коллективный
труд на территории участка.
П/и: "Коршун
и наседка", "Не попадись". Игра в бадминтон.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Угадай
фигуру". "Сложи слово".
Пальчиковая гимнастика"Ворона".
Самостоятельная игровая деятельность. Катание на санках.
№ 9 Наблюдение за
снегопадом
Цель – формировать представление о свойствах
снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Беседа
Снег из тучи
прилетел,
Лечь на землю захотел.
Ищет места — не найдет,
Задержался у ворот.
Падают
белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые
звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они
сыплются вместе и большими хлопьями
падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в
мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных
кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают
ее снегом. В мороз
снег поскрипывает под ногами. Это ломаются
лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где
образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый,
когда сухой? Из какого снега легче
лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть
руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти
одинаковые). На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет
на голую ладошку? Почему?
Труд. Уборка участка от снега.
П/и: "Гуси-лебеди", "Кто лучше
прыгнет?". "Хоккей".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Цифры".
"Похожи-не похожи".
Пальчиковая гимнастика"Снег идет".
Самостоятельная игровая деятельность. Помощь малышам на участке.
№ 10 Наблюдение за березой зимой
Цель – формировать знания об особенностях
жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не
задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Беседа
Стоит березка в
пелеринке,
Звенит на ветках бахрома.
Чем легче, тем нежней снежинки,
Тем холодней стоит зима!
Зимой
береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся
хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные
ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют. Как чувствуют себя
деревья зимой? Что с ними происходит? В каком состоянии находятся деревья
зимой? (В покое.) Как вы узнали березу?
Труд. Укрывание
стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.
П/и: "Кому флажок?", "Эстафета с обручами".
Пролезание в обруч.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Резвый мешочек". "Кому что".
Пальчиковая гимнастика"Березка".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом.
№ 11 Наблюдение за елью
Цель – показать детям, что разные
обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Беседа
У нас в переулке у всех на виду
Шикарная ель
проживала
Высока,
стройна, величава.
Ее красотой
любовалися все
И люди, и
птицы, и звери.
Счастливой была
и жила без забот
В судьбу свою
звездную веря.
Ель хоть
и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать
ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее
корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели,
если
будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь:
прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с
веток, чтобы они не сломались.
Труд. Прикопка
к стволам деревьев снега, чтобы ели было
тепло
зимой.
П/и: Обучение
детей ходьбе на лыжах. "Сбей кеглю". "Догони меня".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Вчера,
сегодня". "Кто где работает".
Назад
№ 1 Наблюдение за воробьем
Цель – продолжать закрепление знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.
Беседа
У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги….
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько
собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Труд. Покормить птиц зернами.
П/и: "Мороз". "Налетай". "Прыжки на 2 ногах с продвижением.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови предметы". "Сорока".
Пальчиковая гимнастика "Птички".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с формочками.
№ 2 Наблюдение за огородом
Цель – знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Беседа
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель задает детям вопросы.
Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.) Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
Труд. Постройка фигур из снега на участке.
П/и: "Совушка – сова". "Жмурки"."Попади в цель".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что за предмет". "Угадай игрушку".
Пальчиковая гимнастика"Хозяйка с базара домой принесла".
Самостоятельная игровая деятельность. Строить из снега фигуры.
№ 3 Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель – на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Беседа
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Что у птиц общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.) Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Труд. Укрепление снегом корней молодых деревьев.
П/и: Птицы и кукушка». Лягушки и цапля». прыжках в длину с места.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Эхо". "Составь фигуру".
Пальчиковая гимнастика"Воробей".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.
№ 4 Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель – на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Беседа
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Синицы — осторожные и пугливые.) Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит
на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц
называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят
вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Труд. Сгребание снега на участке.
П/и:"Автомобили". "Цепи кованные".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Если бы…" "Цепочка примеров".
Пальчиковая гимнастика"Шустрая синичка".
№ 5 Наблюдение за метелью
Цель – дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Беседа
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.) Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.) Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.) Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель.)
Исследовательская деятельность
На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.
Труд. Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.
П/и: "Метелица". "С кочки на кочку". Прыжки (во всех видах).
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сложи квадрат". "Где снежинки".
Пальчиковая гимнастика"Ураган".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в снежки.
№ 6 Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цель – расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитывать
интерес к технике и уважение к труду взрослых.
Беседа
Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
(Снегоуборочная машина.)
У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из чего они сделаны? (Из стальной проволоки.) Какая у них щетина?
(Жесткая, колючая.) А вот еще одна машина идет убирать снег.
Что у нее есть? (Два больших винта.) Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.) Как называется эта машина? (Снегоочиститель.) Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная машина?
(К специальному.)
Исследовательская деятельность
Сравнить снегоочиститель с машиной "скорой помощи".
Труд. Очистка от снега участка и постройка лабиринта.
П/и: "Охотники и звери", "Не попадись". Метание в даль.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Пройди по мостику". "Быстро возьми, быстро положи".
Пальчиковая гимнастика"Транспорт".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в лабиринте.
№ 7 Наблюдение за сезонными изменениями
Цель – формировать представления об изменениях в природе;уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Беседа
Февраль — последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бываютоттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже. Воспитатель загадывает детям загадки.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Исследовательская деятельность
Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.
Труд. Уборка снега на участке малышей.
П/и: "С сугроба на сугроб". "Кто быстрее?". Прыжки в длину.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Я начну ". "Времена года".
№ 8 Наблюдение за вороной и сорокой
Цель – закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности.
Беседа
Сорока-ворона
Смотрит сверху,
Сверху на небо
С перевёрнутой ветки.
Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.) Что вы знаете о ней? Какая она по характеру? За что не любят ворону? Что в ней положительного? Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться — берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон — самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона — совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон — птица лесная. Во многих сказках ворона называет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет. А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.) Какая сорока? В чем сходство и различие между вороной и сорокой? Сороку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах — насторожились, притаились звери и
птицы. «Опасность, опасность!» — стрекочет сорока, и всем понятен ее язык.
Труд. Коллективный труд на территории участка.
П/и: "Коршун и наседка", "Не попадись". Игра в бадминтон.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Угадай фигуру". "Сложи слово".
Пальчиковая гимнастика"Ворона".
Самостоятельная игровая деятельность. Катание на санках.
№ 9 Наблюдение за снегопадом
Цель – формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Беседа
Снег из тучи прилетел,
Лечь на землю захотел.
Ищет места — не найдет,
Задержался у ворот.
Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз
снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые). На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?
Труд. Уборка участка от снега.
П/и: "Гуси-лебеди", "Кто лучше прыгнет?". "Хоккей".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Цифры". "Похожи-не похожи".
Пальчиковая гимнастика"Снег идет".
Самостоятельная игровая деятельность. Помощь малышам на участке.
№ 10 Наблюдение за березой зимой
Цель – формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Беседа
Стоит березка в пелеринке,
Звенит на ветках бахрома.
Чем легче, тем нежней снежинки,
Тем холодней стоит зима!
Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют. Как чувствуют себя деревья зимой? Что с ними происходит? В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.) Как вы узнали березу?
Труд. Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.
П/и: "Кому флажок?", "Эстафета с обручами". Пролезание в обруч.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Резвый мешочек". "Кому что".
Пальчиковая гимнастика"Березка".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом.
№ 11 Наблюдение за елью
Цель – показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Беседа
У нас в переулке у всех на виду
Шикарная ель проживала
Высока, стройна, величава.
Ее красотой любовалися все
И люди, и птицы, и звери.
Счастливой была и жила без забот
В судьбу свою звездную веря.
Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели,
если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
Труд. Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было
тепло зимой.
П/и: Обучение детей ходьбе на лыжах. "Сбей кеглю". "Догони меня".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Вчера, сегодня". "Кто где работает".
Назад