Картотека зимних прогулок в старшей группе детского сада (часть 2)
 
Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. Весь материал должен храниться в специальном блоке, построенном на участке или неподалеку от него.
№ 16 Наблюдение за сезонными изменениями
Цель формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (пер­вая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Беседа                              
Снег да вьюжные узоры,
В поле вьюги, разговоры.
Холод, полутьма...
День — коньки, гора, салазки,
Вечер — бабушкины сказки.
Вот она — зима!
Гуляет в поле — да не ночь. Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.) Лежал, лежал, а весной в грядку убежал.(Снег.)Есть приметы: В феврале зима с весной встречается впервой. Бледная луна — к снегопаду. Если вокруг солнца туманный круг — к метели. Февраль — бокогрей. Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и ме­тельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на дру­гой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.
Назовите все зимние месяцы. Зачем мы засыпали корни деревьев снегом? Назовите признаки февраля.
Труд. Сгребание снега.
П/и: "Хитрая лиса", "Кто сделает меньше прыжков". Упражнять в скольжении.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Детки на ветках". "Откликнись".
Пальчиковая гимнастика "Вьюга".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом.
№ 17 Наблюдение за легковым автомобилем
Цельпродолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.
Беседа
Какие виды транспорта вы знаете?
Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?
Что спереди у автомобиля? (Фары.)Для чего они нужны? (Для освещения дороги.) Еще у машины есть противотуманные фары. Они необ­ходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя. Кто управляет машиной? (Водитель.)
Любой человек может управлять машиной? (Нет.)
Их видно повсюду,
Их видно из окон,
По улице движутся длинным потоком,
Они перевозят различные грузы
И люди в них ездят.
За эту работу мы их полюбили.
Они называются ... (автомобили).
Труд. Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек
на участке, подкормка птиц.
П/и: "Попади в коробку". "Золотые ворота". Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энер­гичное отталкивание и правильное приземление).
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Кто или что". "Назови красиво".
Пальчиковая гимнастика "Автомобиль".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в снежки.
№ 18  Наблюдение за сосной
Цельуточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть
иголки, только длиннее).
Беседа                        
Была ли малым деревцем?
Сосне совсем не верится:
Давно с высокой кручи
Достала кроной тучи
И с другого берега
Достала тень от дерева.
В народе говорят: "Сосна там красна, где взросла",
"Вся­кая сосна своему бору шумит". Сосна — высокое дерево,
 ствол у нее прямой, веточки толь­ко на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.
Как выглядит сосна?
Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цве­том»?
Труд. Расчистка участка от снега.
П/и:"Кто лучше повернется". "Охотники и зайцы". Прыжки на месте.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Сделай
фигуру". "Попади в обруч".
Пальчиковая гимнастика "Сосна высокая".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.
№ 19 Наблюдение за дятлом
Цель: – уточнить и расширить знания детей о дятлах, о значении деревьев. Познакомить с вредителями леса.
Беседа                                
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.   (дятел)
Это дятел. Что в загадке подсказало вам правильный ответ? А что вы знаете об этой птице? Вот он какой, лесной доктор – дятел.
Вредители леса – насекомые и их личинки – короеды, усачи, долгоносики искусно прячутся под корой и в глубине древесины деревьев. В такие узкие и глубокие щели залезут, куда ни человек, ни один птичий нос, кроме дятлиного, не доберется. Сначала дятел простучит дерево, «выслушает пациента». Здоровое дерево дятел не тронет, нет ему там поживы. А если дерево заражено вредителями, дятел, как доктор, точно над ними вскроет дерево, просунет язык и съест. Клюв у дятла крепкий, а язык длинный. Один дятел за день может уничтожить 700-800 короедов. Это целая туча насекомых. Теперь вам понятно, почему дятла называют «лесным доктором»?
Труд. Очистка участка от снега.
П/и: "Два мороза". "Допрыгай до метки". Прыжки приставным шагом.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Кто позвал". "Эхо".
Пальчиковая гимнастика "Дятел".
Самостоятельная игровая деятельность. Катание на ледянках.
№ 20 Наблюдаем за снегом
Цель — познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением — снегопадом.
Беседа                               
Снежинки пуховые
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами,  блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду — сыпучий, лепить нельзя. Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой — это снегопад. Обратить  внимание детей на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек, при слабом морозе — белые, твердые шарики (крупа), при сильном ветре — очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Любуясь
красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов  и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).
Труд. Очистка участка от снега.
П/и: "Бельчата". "Совушка сова". Ходьба на лыжах.
Пальчиковая гимнастика "Капель".
Самостоятельная игровая деятельность. Уборка участка от веток.
№ 21 Наблюдаем за снегом
Цель — познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением  — снегопадом.
Беседа                              
Снежинки пуховые
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду — сыпучий, лепить нельзя. Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой — это снегопад. Обратить внимание детей на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых,  крупных звездочек, при слабом морозе — белые, твердые шарики(крупа), при сильном ветре — очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Любуясь
красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).
Труд. Очистка участка от снега.
П/и: "Бельчата". "Совушка сова". Ходьба на лыжах.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Действия". "Придумай предложение".
Пальчиковая гимнастика "Снежок".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с формочками.
№ 22Морозный солнечный денек
Цель — сформировать у детей представление о зиме.
Беседа                              
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое).  Отметить, какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить, какое оно было вчера.
Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит,
из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.
Труд. Очистка участка от снега.
П/и: "Бельчата". "Совушка сова". Ходьба на лыжах.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Что сначала, то потом". "Кто больше знает слов".
Пальчиковая гимнастика "Мороз".
Самостоятельная игровая деятельность. Составление узоров из льдинок.
№ 23 Наблюдение за сосной
Цель– уточнить и расширить знания детей о сосне, значении этого дерева для человека.
Беседа                        
 Сосновый бор в ветра скрипит,
Как будто на людей ворчит
За то, что лес не берегут,
Жизнь непутёвую ведут.
Как различить сосну и ель? Чем одаривает сосна человека? Чем одаривает сосна птиц и зверей? Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Высадили сосны на склонах горы умные и трудолюбивые люди, и теперь мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами сосновой хвои, можем шишки собрать для поделок. Кто из вас был на лысой горе? Что вы там делали? Я надеюсь, вы вели себя там как в гостях у природы, не шумели, не мусорили, ничего не ломали. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить», «кто с дерева кору снимает, тот его убивает». А еще говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? Под соснами растут грибы, на ветвях сосен гнездятся птицы, белки устраивают в дупле сосны свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
Труд. Очистка участка от снега.
П/и: "Высокие деревья". "Цепи кованные". Метание в цель.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Назови ласково". "Веревочка".
Пальчиковая гимнастика "Сосна".
Самостоятельная игровая деятельность. Составление узоров из льдинок.
№ 24 Наблюдение за пешеходной дорожкой
Цельформировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Беседа                         
По пешеходной дорожке,
Шагают только ножки.
Лишь в коляске и в кино
Колесить разрешено.
Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что при­держиваться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить доро­гу только при зеленом сигнале светофора.
Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на до­роге начерчены широкие белые полосы.
Труд. Очистка участка от снега.
П/и: "Попади в цель". "Охотники и зайцы". Прыжки приставным шагом.
Индивидуальная работа. Дидактические игры."Кто знает". "Наоборот".
Пальчиковая гимнастика "Ребята".
Самостоятельная игровая деятельность. Строительство городка.
№ 25 Наблюдение за снегом и льдом
Цель формировать реалистическое понимание неживой при­роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Беседа                            
Ой ты, зимушка-краса!
 Побелила все леса,
 Горы снега намела,
 Нас кататься позвала.
В один стакан кладем лед, в другой — снег. Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства. Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства. Из чего состоят снег и лед?
Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.
 Труд. Назад