Игры  на развития  словарного запаса для детей 5 -6 лет по ФГОС 1 часть
 
Словарная работа в ДОУ – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Расширение словаря дошкольников идёт одновременно с воспитанием правильного отношения к окружающему миру. Развитие словаря занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и имеет большое значение для общего развития ребенка: способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря является одним из важных факторов подготовки к школьному обучению.
 
Игра «Наоборот»
 
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Воспитатель говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.
Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
 
«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).
 
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.
            Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».
 Ребёнок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».
 Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».
 Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».
 Ребёнок: «А мой — красной лентой».
 Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».
 Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».
 Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».
 Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».
 Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».
 
"Отгадай загадку".
 
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)
 
Игра «Кому принадлежит фраза?»
 
Взрослый. А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
- Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
- Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
- Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
- Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)
- Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
- Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
- Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
Молодцы, вы правильно отгадали все профессии.
 
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
 
Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на  части этого предмета
Детям предлагается следующий речевой материал:
- Ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево
- Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова
- Кабина, крылья, мотор, хвост — самолет
- рука, туловище, нога, волосы – человек.
 
«Путешествие»
 
«Давайте представим, что мы поедим в путешествие на корабле, а отправимся мы … например, в Индию.»
Что с собой возьмем? А возьмем мы предметы, которые нам очень необходимы, на букву «К»! Первый начинает и говорит:   «Берем компас, канат, карту, кастрюлю, картофель и т.д.» Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте, заполнять следующую, на букву «М».
 
Игра Угадайте, что за сказка? Рассказ сказки по первым слогам.
 
«Репка»
«Жи бы де и ба. По де ре. Вы ре бо. По де ре тя. Тя по тя, вы не мо.
По де ба. Ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.
По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.
По вну жу. Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.
По жу ко. Ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де,  де за ре, тя по тя вы не мо.
По ко мы. Мы за ко, ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя – вы ре.
 
Игра «Кто с какими буквами дружит»
 
Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные.
Например, у одного ребенка — слон, у второго — крокодил, у третьего — ёжик. Первый говорит: » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот».
Второй говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке.»
Третий говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки. И т.д.
 
Сказка «Ярмарка слов»
 
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.
- кому, кому иголки? Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным.
- нашлось много разных покупателей и на слово язык. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных и птиц. Даже костру понадобилось это слово.
- слово нос шло нарасхват. Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам.
- а вот слово шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные)
- только у нас и только сейчас – ножки. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.
После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.
 
Игра «Посылка»
 
     Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

"Расскажи сказку".
 
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.      
 
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
 
Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).