Игры  на развития  словарного запаса для детей 5 -6 лет по ФГОС 2 часть
 
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.
 
Игровое упражнение «Закончи фразу»
 
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжелый, а пух ...
Обыграть это можно следующим образом: воспитатель говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.
Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.
 
Игра «Какой предмет?»
 
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...
Красное — платье, яблоко, знамя, ...
 «Кому угощение? » (употребление трудных форм существительных)
 Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
 
«Назови три слова» (активизация словаря)
 
            Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
 •Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
 •Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
 «Кто кем хочет стать? » (употребление трудных форм глагола)
            Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».
 
«Зоопарк» (развитие связной речи).
 
            Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану 1. Внешний вид; 2. Чем питается.
 Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
 
«Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
 
            Кем или чем раньше был цыплёнок - (яйцом, лошадь - (жеребёнком, лягушка - (головастиком, бабочка - (гусеницей, ботинки - (кожей, рубашка - (тканью, рыба - (икринкой, шкаф - (доской, хлеб - (мукой, велосипед - (железом, свитер - (шерстью) и т. д.?
 
«Назови как можно больше предметов» (активизация словаря, развитие внимания).
 
            Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
 
"Большой - маленький".
 
Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчик и т.д.
 
"Назови, какой...".
 
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.
 
"Подбери слово".
 
Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - ...
 
"Расскажи стихотворение".
 
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
 
Игра: "Игры с буквами”
 
Взрослый: наш колобок встретил в лесу всех персонажей своей сказки, назовите с какого звука начинаются их названия, каким заканчивается. (какие еще звуки слышите)
Если малыш хорошо справляется, можно попросить его:
- проговаривать предложенные слова по звукам;
- придумывать слова, в которых, например, звук "а” стоит в начале, в конце или в середине.
Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.
 
Игра «Сравни разных зверят»
 
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).