Картотека прогулок на лето в средней группе детского сада, часть 1


Карточка №1. 
Наблюдение за крапивой. Рассказать детям о крапиве: злая как волчица, жжется как горчица. Где вы встречаете крапиву? Где она у нас растет в детском саду? Знать, что крапива любит влажные места, что она очень нежное растение, но дотронуться до себя не дает. Крапива жжется своими волосинками – иголочками, ими усеяна вся поверхность листьев сверху - донизу, иголочки ломаются и обжигают едким соком, крапива очень долго цветет, ее пыльцу очень любят пчелы. Она лечебная: много витамин, настой используют для остановки кровотечения, очень вкусные щи из крапивы и салаты. 
Художественное слово: Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня 
Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать растения по описанию или самому описывать нужное растение. 
П/игра: «Жмурки» - развивать бег. 
И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку. 
Труд. поручения: подмести участок от мусора 

Карточка №2. 

Наблюдение за садовыми кустарниками. Дать представление о садовых кустарниках: малина, смородина, вишня. Где растут кустарники? Почему они называются кустарниками? Почему садовыми? Какие ветки, листья, ягоды у этих кустарников? Для чего их выращивают? Почему малину называют лесной? 
Художественное слово: Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят эти бусы, дети, птицы и медведи (малина). Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет (смородина). 
Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать кустарники по описанию или самому описывать нужное растение. «С какого кустарника ягоды» 
П/игра: «У медведя во бору» - развивать бег, внимание, ловкость, смекалку. 
И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку. 
Труд. поручения: полив огорода. 

Карточка №3. 
Рассмотреть с детьми одуванчик. Это растение – первоцвет, это лекарственное растение, по нему можно определить время суток, в сухую погоду одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, закрываются в 2-3 часа дня, они могут предсказывать погоду, перед дождем закрываются. Из одуванчиков варят варенье, делают настой, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. 
Художественное слово: золотой и молодой, за неделю стал седой, а денечка через два, облысела голова. Спрячу в кармашке бывший одуванчик. Такого модника, как этот, еще не видела земля. Он очень любит среди лета в пуховой шапке щеголять. 
Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать цветы по описанию или самому описывать нужное растение. 
П/игра: «Ловишки» - развивать бег. 
И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью. 
Труд. поручения: подмести участок от мусора. 

Карточка №4. 
Рассматривание березы. Как называется это дерево? Как вы догадались? Где береза у нас растет? Как называется лес, если он состоит из состоит из одних берез? Как называется сок, который мы пьем? Береза в любой время красива, ее называют красой леса, березовым чудом, деревом здоровья. Сколько песен, стихов об этом дереве создано. Дерево хорошо приживается на бедных, малоплодородных, заболоченных почвах. Ее всходы не боятся солнца, морозов. Издавна люди садили березу около своих жилищ, и она была украшением его, давала прохладу в знойный день. Давным-давно на бересте березы писали, когда не было бумаги. Из бересты делали посуду, самовары, лапти. Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрит. 
Художественное слово: стоит Алена платок зеленый. 
Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать деревья по описанию или самому описывать нужное растение. 
П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, внимание, смекалку. 
И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу. 
Труд. поручения: подмести участок от мусора 

Карточка №5. 
Рассматривание рябины. Это рябина, ветвистое дерево, растет почти повсюду, растет она и у нас в детском саду, она любит свет, растет деревцом, обильно плодоносит, это одно из любимых деревьев в народе и про него есть много песен и стихов. Что есть у дерева? Какой ствол? (прямой, ствол может быть стволов может быть много, кора коричневая, гладкая, на ветках растут мелкие овальные листья, по краям листа – зубчики, листики располагаются парами). Красива она весной, в белом весеннем наряде, ее мелкие цветы издают душевный запах, летом ягоды медленно созревают под лучами солнца, они не вкусные их не клюют птицы. Поздней осенью листья рябины желтеют, краснеют и опадают, оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях всю зиму. 
Художественное слово: Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глаза у ребят. Красную ягоду дала мне рябина. Думала что сладкая, а она горчит. То ли это ягода, просто не дозрела, то ли рябина хитрая, подшутить хотела. 
Д/и «Узнай дерево по именам» - найти целое по частям, закрепить название деревьев. 
П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, внимание, смекалку. 
И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу. 
Труд. поручения: навести порядок на веранде. 

Карточка №6. 
Рассматривание тополя. Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то кажется что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева). Тополь хорошо очищает воздух, корни дерева достают влагу из земли, он дает много тепла. Древесина тополя мягкая, легкая, из нее изготовляют бумагу, спички, игрушки, делают фанеру: строительный материал. 
Художественное слово: мальчик топал, топал, топал и увидел тополь, тополь. 
Д/и «Дерево» - игровые действия, ведущие называет время года, дети изображают дерево в разное время года. 
П/игра: «Еще вейся плетень» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами. 
И/р по ФИЗО: бег парами с разной скоростью. 
Труд. поручения: наносить песок в песочницу. 
Карточка №7. 
Наблюдение за божьей коровкой. Про какого жучка мы с вами сегодня будем говорить? Почему этот жучок получил такое название? Да, люди считают, что божья коровка приносит удачу, уничтожает вредных насекомых, тлю. Сколько черных точек на спине жучка? За это называют семиточкой. С каким грибом можно сравнивать божью коровку? (мухомором) Почему божью коровку называют доктором Айболитом? Божья коровка поедает вредных насекомых. 
Художественное слово: Спинка в веснушках, ах как неловко и покраснела божья коровка. Божья коровка улети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого. 
Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое. 
П/игра: «Божья коровка» - развивать прыжки, ловкость. 
И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу. 
Труд. поручения: подмести участок от мусора 

Карточка №8. 
Наблюдение за незабудками. Как называются эти цветы? Расскажите друг другу, какие цветы незабудки? Незабудки однолетние или многолетние? Эти цветы маленькие, имеют чашечку и венчик из 5 сросшихся лепестков, бутоны розовые, а распутавшиеся цветы ярко-голубые с желтой серединкой, любят влагу и свет. 
Художественное слово: Их невидимо, невидимо, не сосчитаешь их. Кто их только выдумал, веселых, голубых. Должно быть оторвали от неба лоскуток, чуть-чуть поколдовали и сделали цветок. 
Д/и «Дерево» - игровые действия, ведущие называет время года, дети изображают дерево в разное время года. 
П/игра: «Цвет и пчелы» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами. 
И/р по ФИЗО: бег парами с разной скоростью. 
Труд. поручения: взрыхлить песок в песочнице. 

Карточка №9. 
Наблюдение за комарами. Комар маленький, слабый, с тонким телом и 6 ножками, длинным хоботком, с помощью которого он питается. Обратить внимание на то, что не все комары садятся на тело, многие из них садятся на цветы и хоботком цветут из них нектар – это самцы. А самки должны напиться крови, чтобы отложить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и животным. Комара легко поймать, он является пищей для многих животных (лягушек, птиц, водоплавающих рыб). 
Художественное слово: Летит, пищит, ножки длинные тащит, случай не упустит сядет и укусит. 
Д/и «Назови насекомое» по картинкам. 
П/игра: «Хитрая лиса» - развивать бег, ловкость. 
И/р по ФИЗО: перестраивание колонные по сигналу. 
Труд. поручения: убрать мусор с участка. 

Карточка №10 
Наблюдение за стрекозами. Это хищники, хорошо приспособленные к ловле добычи на лето. Они также, как и комары откладывают яйца в воду, поэтому и обитают возле рек. Обратить внимание на интересные особенности ее тела: тонкое, длинное туловище, круглая голова, 4 вытянутых крыла. У стрекозу очень большие глаза, которыми она прекрасно видит, большой рот на концах челюсти. Черные пятна на концах крыльев – это не украшения, а утолщения, которые помогают стрекозе хорошо летать. Стрекоза очень хорошо летает, ее трудно поймать, она сама ловит других. 
Художественное слово: Голубой аэропланчик, сел на большой одуванчик. 
Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое. 
П/игра: «Жуки и птицы» - развивать прыжки, ловкость. 
И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу. 
Труд. поручения: привести в порядок песочницу, наполнить ее песком