Картотека прогулок на лето в средней группе детского сада, часть 3


Карточка № 21 
Наблюдаем за трудом взрослых: Цель —закрепить знания, как надо ухаживать за посадками в огороде и на цветочной клумбе. 
Наблюдение: Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения, спросить: "Зачем нужно полоть и прореживать растения? Какие растения где растут?" 
Художественное слово: 
Не ленись, моя лопатка, 
Будет вскопанная грядка. 
Грядку граблями пригладим, 
Все комочки разобьем, 
А потом цветы посадим, 
А потом водой польем. 
Лейка, лейка, лей, лей! 
Грядка, грядка, пей, пей! 
Г. Лагздынь 
Д/ и "Кому что нужно для работы" — дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий. Цель — закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится. "Кто больше назовет действий" — дети перечисляют действия огородника, садовника. Цель — активизировать словарный запас глаголами. 
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Составь цветок" — составить цветок на песке из разноцветных пробочек. 
Труд: Поливать растения. 
И/р по ФИЗО: Отбивать мяч от земли. 
П/и: "Платок". Цель — развить быстроту и ловкость. Ход игры. Все встают в круг, водящий с платком за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. Тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место. 
Карточка № 22 
Лесные дары — грибы и ягоды: Цель — закрепить знания детей о лесных растениях, вспомнить названия грибов — съедобных и ядовитых. 
Наблюдение: Объяснить, как надо срывать ягоды, чтобы не портить весь куст. Обратить внимание на красивые формы грибов, на их цвет. Показать съедобные грибы, подчеркнуть их особенности. Обязательно обратить внимание на ядовитый гриб — мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство многим лесным зверям. Рассмотреть цветные сыроежки, объяснить, что хотя они так и называются, но сырыми их есть нельзя. Очень красивы подосиновики, стройные, крепкие, будто бы вырезанные из дерева. Лисички видны далеко: они как желтые цветы в изумрудной траве. Ножка у них расширяется кверху и напоминает граммофонную трубу. Лисички редко бывают червивыми, они всегда чистые, крепкие. Белые грибы чаще встречаются под молодыми елями. Ближе к осени появляются, опята. Собирать их легко: они видны всюду. Съедобный опенок окрашен скромно: светло-коричневого цвета, сероватая шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее на манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его шляпка зелено-желтая, посередине красноватая, чешуек и манжеток на ножке нет. Объяснить, из каких частей состоит гриб. Показать шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не повредить грибницу. Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а на поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок. 
Художественное слово: 
Вдоль лесных дорожек 
Много белых ножек 
В шляпках разноцветных, 
Издали заметных. 
Собирай, не мешкай, 
Это... (сыроежки). 
В. Степанов 
Д/ и "Чудесный мешочек" — дети ощупывают муляжи грибов, находящиеся в непрозрачном мешочке, и называют их. Цель — научить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильную чувствительность. "Угадай по описанию" — воспитатель описывает разнообразные грибы, дети угадывают. Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия. 
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Выложи на песке" — выложить грибок и ягодку на песке из разнообразных пробочек. Игры с формочками и песком. 
Труд : Собираем ягоды. 
И/р по ФИЗО: Ходьба с наклонами. 
П/и: "Ягодка-малинка". Цель — развить координацию речи с движением. Ход игры. За малиной в лес пойдем, (Дети идут в хороводе, взявшись за руки.) 
в лес пойдем, Спелых ягод наберем, наберем. ("Собирают ягоды".)Солнышко высоко, (Показывают солнышко.) А в лесу тропинка. (Показывают тропинку.) Сладкая ты моя, (Бегут по кругу, взявшись за руки.) Ягодка малинка. "Где вы были?". Цель — развить координацию речи с движениями, работать над речевыми навыками. Ход игры. — Ножки, ножки, (Дети ходят на месте.) Где вы были? — За грибами в лес ходили. — Что вы, ручки, работали? (Приседают, "собирают грибы".)— Мы грибочки собирали. — А вы, глазки, помогали? — Мы искали да смотрели, (Смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо.) Все пенечки оглядели. 
Карточка № 23 
Наблюдение за мать-и-мачехой 
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. 
Наблюдение: Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство. 
Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. 
А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. 
Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «за¬ковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки. 
Трудовая деятельность 
Посадка семян лекарственных трав. 
Цель: учить правильному посеву семян. 
Подвижные игры 
«Догони свою пару». 
Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад. 
«Попади в цель». 
Цель: учить бросать мяч в цель, соблюдать правила игры. 
Индивидуальная работа по ФИЗО: 
«Веселые прыжки». 
Цель: закреплять прыжки через два предмета. 
Карточка № 24 
Наблюдение за разными видами транспорта: 
Цели: 
— закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; 
— человек, вращая педали, передвигается. 
Наблюдение: Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие. 
Предложить детям рассмотреть велосипед. 
С самых первых детских лет 
Служит мне велосипед. 
Лучше он любой машины, 
Не нуждается в бензине! 
Я педалями кручу 
— Птицею с горы лечу. 
Но на горку, между прочим, 
Забираться трудно очень! 
Я недолго унываю, 
На педали нажимаю. 
Пусть немного и устану, 
Но зато сильнее стану! 
Воспитатель задает детям вопросы. 
Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.) 
Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.) 
Художественное слово: 
На двух колесах я качу, 
Двумя педалями верчу, 
За руль держусь, гляжу вперед, 
Я знаю — скоро поворот. 
Мне подсказал дорожный знак: 
Шоссе спускается в овраг. 
Качусь на холостом ходу 
У пешеходов на виду. 
Трудовая деятельность 
Подметание дорожек на участке, сбор мусора. 
Цель: воспитывать желание трудиться. 
Подвижная игра 
«Шалтай-Болтай». 
Цели: 
— выполнять движения согласно тексту; 
— учить расслаблять мышцы рук, спины и груди. 
Индивидуальная работа по ФИЗО: 
Развитие движений. 
Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия. 
Карточка № 25 
Наблюдение за бабочкой: 
Цели : на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, вы¬деляя признаки живого. 
Художественное слово: 
Звенят ручьи в апреле, Ласкает солнце нас. 
На луг мы прилетели 
И здесь танцуем вальс. 
Мы крылышки расправим —- 
Красив на них узор. 
Мы кружимся, порхаем — 
Какой кругом простор! 
Душистыми цветами 
Весна встречает нас, 
И кажется, что с нами 
Весь луг танцует вальс! 
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. 
Она ярка, красива, 
Изящна, легкокрыла. 
Сама похожа на цветок 
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.) 
Как выглядит бабочка? 
Как она передвигается? 
Чем питается бабочка? 
Какую пользу приносит? 
Есть ли дом у бабочки? 
Есть ли у нее враги? 
Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете? 
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки. 
Трудовая деятельность 
Расчистка огорода от мусора. 
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца. 
Подвижные игры 
«Ловкая пара», «Мяч сквозь обруч». 
Цель: учить бросать мяч под углом. 
Индивидуальная работа по ФИЗО : 
«Кто дальше?». 
Цель: совершенствовать навыки метания предметов вдаль.