Картотека прогулок на
лето в
средней группе детского сада, часть 3
Карточка №
21 Наблюдаем
за трудом взрослых: Цель —закрепить знания, как надо ухаживать за посадками в
огороде и на цветочной клумбе. Наблюдение:
Обратить внимание на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо
ухаживать: рыхлить землю, поливать. Проследить, как изменяются в росте и развиваются
растения, спросить: "Зачем нужно полоть и прореживать растения? Какие
растения где растут?" Художественное
слово: Не ленись,
моя лопатка, Будет
вскопанная грядка. Грядку
граблями пригладим, Все комочки
разобьем, А потом
цветы посадим, А потом водой
польем. Лейка,
лейка, лей, лей! Грядка,
грядка, пей, пей! Г. Лагздынь Д/ и
"Кому что нужно для работы" — дети определяют, какие предметы
помогают людям разных профессий. Цель — закрепить знания детей о том, что людям
помогают в работе орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых, желание
самим трудится. "Кто больше назовет действий" — дети перечисляют
действия огородника, садовника. Цель — активизировать словарный запас
глаголами. Упражнение
на развитие мелкой моторики рук: "Составь цветок" — составить цветок
на песке из разноцветных пробочек. Труд:
Поливать растения. И/р по
ФИЗО: Отбивать мяч от земли. П/и:
"Платок". Цель — развить быстроту и ловкость. Ход игры. Все встают в
круг, водящий с платком за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и
быстро бежит по кругу. Тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за
водящим. И тот и другой стараются занять свободное место. Карточка №
22 Лесные дары
— грибы и ягоды: Цель — закрепить знания детей о лесных растениях, вспомнить
названия грибов — съедобных и ядовитых. Наблюдение:
Объяснить, как надо срывать ягоды, чтобы не портить весь куст. Обратить
внимание на красивые формы грибов, на их цвет. Показать съедобные грибы,
подчеркнуть их особенности. Обязательно обратить внимание на ядовитый гриб —
мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство
многим лесным зверям. Рассмотреть цветные сыроежки, объяснить, что хотя они так
и называются, но сырыми их есть нельзя. Очень красивы подосиновики, стройные,
крепкие, будто бы вырезанные из дерева. Лисички видны далеко: они как желтые
цветы в изумрудной траве. Ножка у них расширяется кверху и напоминает
граммофонную трубу. Лисички редко бывают червивыми, они всегда чистые, крепкие.
Белые грибы чаще встречаются под молодыми елями. Ближе к осени появляются,
опята. Собирать их легко: они видны всюду. Съедобный опенок окрашен скромно:
светло-коричневого цвета, сероватая шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее
на манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его шляпка зелено-желтая, посередине
красноватая, чешуек и манжеток на ножке нет. Объяснить, из каких частей состоит
гриб. Показать шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые
высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют
грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов,
но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не
повредить грибницу. Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а
на поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок. Художественное
слово: Вдоль
лесных дорожек Много белых
ножек В шляпках
разноцветных, Издали
заметных. Собирай, не
мешкай, Это...
(сыроежки). В. Степанов Д/ и
"Чудесный мешочек" — дети ощупывают муляжи грибов, находящиеся в
непрозрачном мешочке, и называют их. Цель — научить детей узнавать предметы по
характерным признакам, развивать тактильную чувствительность. "Угадай по
описанию" — воспитатель описывает разнообразные грибы, дети угадывают.
Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь,
находить сходства и различия. Упражнения
на развитие мелкой моторики рук: "Выложи на песке" — выложить грибок
и ягодку на песке из разнообразных пробочек. Игры с формочками и песком. Труд :
Собираем ягоды. И/р по
ФИЗО: Ходьба с наклонами. П/и:
"Ягодка-малинка". Цель — развить координацию речи с движением. Ход
игры. За малиной в лес пойдем, (Дети идут в хороводе, взявшись за руки.) в лес
пойдем, Спелых ягод наберем, наберем. ("Собирают ягоды".)Солнышко
высоко, (Показывают солнышко.) А в лесу тропинка. (Показывают тропинку.)
Сладкая ты моя, (Бегут по кругу, взявшись за руки.) Ягодка малинка. "Где
вы были?". Цель — развить координацию речи с движениями, работать над речевыми
навыками. Ход игры. — Ножки, ножки, (Дети ходят на месте.) Где вы были? — За
грибами в лес ходили. — Что вы, ручки, работали? (Приседают, "собирают
грибы".)— Мы грибочки собирали. — А вы, глазки, помогали? — Мы искали да
смотрели, (Смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо.) Все пенечки
оглядели. Карточка №
23 Наблюдение
за мать-и-мачехой Цель:
развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений
о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Наблюдение:
Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на
береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев
мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство. Пригрело
весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну
цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник
растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до
выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе
фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому,
что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее
рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя
часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. Нельзя
вырывать растение с корнями, так как такие «за¬ковки» ведут к полному
уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного
куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные
сроки. Трудовая
деятельность Посадка
семян лекарственных трав. Цель: учить
правильному посеву семян. Подвижные
игры «Догони
свою пару». Цель: учить
бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад. «Попади в
цель». Цель: учить
бросать мяч в цель, соблюдать правила игры. Индивидуальная
работа по ФИЗО: «Веселые
прыжки». Цель:
закреплять прыжки через два предмета. Карточка №
24 Наблюдение
за разными видами транспорта: Цели: —
закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует
бензина; — человек,
вращая педали, передвигается. Наблюдение:
Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги».
Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать
равновесие. Предложить
детям рассмотреть велосипед. С самых
первых детских лет Служит мне
велосипед. Лучше он
любой машины, Не
нуждается в бензине! Я педалями
кручу — Птицею с
горы лечу. Но на
горку, между прочим, Забираться
трудно очень! Я недолго
унываю, На педали
нажимаю. Пусть
немного и устану, Но зато
сильнее стану! Воспитатель
задает детям вопросы. Чем отличается
велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.) Почему становятся
сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.) Художественное
слово: На двух
колесах я качу, Двумя
педалями верчу, За руль
держусь, гляжу вперед, Я знаю —
скоро поворот. Мне
подсказал дорожный знак: Шоссе
спускается в овраг. Качусь на
холостом ходу У пешеходов
на виду. Трудовая
деятельность Подметание
дорожек на участке, сбор мусора. Цель:
воспитывать желание трудиться. Подвижная
игра «Шалтай-Болтай». Цели: — выполнять
движения согласно тексту; — учить
расслаблять мышцы рук, спины и груди. Индивидуальная
работа по ФИЗО: Развитие
движений. Цель:
совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия. Карточка №
25 Наблюдение
за бабочкой: Цели : на
основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных
особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым
объектам, вы¬деляя признаки живого. Художественное
слово: Звенят
ручьи в апреле, Ласкает солнце нас. На луг мы
прилетели И здесь
танцуем вальс. Мы крылышки
расправим —- Красив на
них узор. Мы
кружимся, порхаем — Какой
кругом простор! Душистыми
цветами Весна
встречает нас, И кажется,
что с нами Весь луг
танцует вальс! Воспитатель
загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Она ярка,
красива, Изящна,
легкокрыла. Сама похожа
на цветок И любит
пить цветочный сок. (Бабочка.) Как выглядит бабочка? Как она передвигается? Чем питается бабочка? Какую пользу приносит? Есть ли дом у бабочки? Есть ли у нее враги? Какие стихи, загадки,
песни, сказки о бабочке вы знаете? У бабочки
две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто
чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально
свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок,
бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют
мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки. Трудовая
деятельность Расчистка
огорода от мусора. Цель:
воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца. Подвижные
игры «Ловкая
пара», «Мяч сквозь обруч». Цель: учить
бросать мяч под углом. Индивидуальная
работа по ФИЗО : «Кто
дальше?». Цель:
совершенствовать навыки метания предметов вдаль.