Игры направлены на пополнения и расширения словарного запаса детей. Так же эти игры развивают речь, память и мышление у детей.

 

Игра «Наоборот»

 

Цель— упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Воспитатель говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

 

Игровое упражнение «Закончи фразу»

 

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Обыграть это можно следующим образом: воспитатель говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

 

 

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

 

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

 

Игра «Какой предмет?»

 

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ...

 «Кому угощение? » (употребление трудных форм существительных)

 Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

 

 

 

«Назови три слова» (активизация словаря)

 

         Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

 •Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

 •Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

 «Кто кем хочет стать? » (употребление трудных форм глагола)

         Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

 

«Зоопарк» (развитие связной речи).

 

         Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану 1. Внешний вид; 2. Чем питается.

 Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

 

«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

 

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

         Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

 Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

 Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

 Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

 Ребёнок: «А мой — красной лентой».

 Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

 Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

 Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

 Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

 Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

 

«Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

 

         Кем или чем раньше был цыплёнок - (яйцом, лошадь - (жеребёнком, лягушка - (головастиком, бабочка - (гусеницей, ботинки - (кожей, рубашка - (тканью, рыба - (икринкой, шкаф - (доской, хлеб - (мукой, велосипед - (железом, свитер - (шерстью) и т. д.?

 

«Назови как можно больше предметов» (активизация словаря, развитие внимания).

 

         Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

 

"Большой - маленький".

 

Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчик и т.д.

 

"Отгадай загадку".

 

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)

 

"Назови, какой...".

 

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.

 

 

 

"Подбери слово".

 

Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - ...

 

"Расскажи стихотворение".

 

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 

"Расскажи сказку".

 

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.                     

 

Игра «Кому принадлежит фраза?»

 

Взрослый. А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
- Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
- Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
- Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
- Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)
- Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
- Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
- Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
Молодцы, вы правильно отгадали все профессии.

 

Игра: "Игры с буквами”

 

Взрослый: наш колобок встретил в лесу всех персонажей своей сказки, назовите с какого звука начинаются их названия, каким заканчивается. (какие еще звуки слышите)
Если малыш хорошо справляется, можно попросить его:
- проговаривать предложенные слова по звукам;
- придумывать слова, в которых, например, звук "а” стоит в начале, в конце или в середине.
Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.

 

 

 

Игра «Посылка»


      Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

 

Игра «Сравни разных зверят»

 

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).

 

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

 

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на  части этого предмета

Детям предлагается следующий речевой материал:

- Ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево

- Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова

- Кабина, крылья, мотор, хвост — самолет

- рука, туловище, нога, волосы – человек.

 

«Путешествие»

 

«Давайте представим, что мы поедим в путешествие на корабле, а отправимся мы … например, в Индию.»

Что с собой возьмем? А возьмем мы предметы, которые нам очень необходимы, на букву «К»! Первый начинает и говорит:   «Берем компас, канат, карту, кастрюлю, картофель и т.д.» Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте, заполнять следующую, на букву «М».

 

 

 

Игра «Кто с какими буквами дружит»

 

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные.

Например, у одного ребенка — слон, у второго — крокодил, у третьего — ёжик. Первый говорит: » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот».

Второй говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке.»

Третий говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки. И т.д.

 

Сказка «Ярмарка слов»

 

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.

кому, кому иголки? Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным.

нашлось много разных покупателей и на слово язык. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных и птиц. Даже костру понадобилось это слово.

слово нос шло нарасхват. Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам.

а вот слово шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные)

только у нас и только сейчас – ножки. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.

После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.

 

Игра Угадайте, что за сказка? Рассказ сказки по первым слогам.

 

«Репка»

«Жи бы де и ба. По де ре. Вы ре бо. По де ре тя. Тя по тя, вы не мо.

По де ба. Ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

По вну жу. Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

По жу ко. Ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де,  де за ре, тя по тя вы не мо.

По ко мы. Мы за ко, ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя – вы ре.