Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста


 

Пальчиковые игры очень важны для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте. Такие игры хорошо развивают мелкую моторику рук, речь ребенка и творческий потенциал. Потому что во время игры дети не только показывают движения, но и проговаривают слова пальчиковой игры. В этой статье Вы можете выбрать и поиграть с детьми в пальчиковые игры, которые Вам больше всего понравились.

«Пальчики»

 
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!

 

 
(ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой
загибает мизинчик на левой руке)
 (загибает безымянный пальчик)
 (загибает средний пальчик)
(загибает указательный пальчик)
 (загибает большой пальчик)
 
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
 
Повторить то же самое с правой рукой.
 

«Белочка»

 
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

 

 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Есть игрушка у меня»

 
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.

 

 
(хлопать в ладоши)
(загибать поочерёдно пальчики)

«Капитан»

 
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
 
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
 
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой

 

 
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

«Гроза»

 
Капли первые упали,
Пауков перепугали.
 
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.
 
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора.
 
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.
А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!

 

 
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
 (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
 
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
 
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
 

«Пастушок»

 
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток
Кашей кормить.

 

(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
 (хлопки в ладоши)
 
 
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
 
 
 
(можно произносить имя вашего малыша)

«Очки»

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

 

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

«Пчелки»

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
 
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
 
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
 

 

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".
 
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
 
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

«Домик»

 
Под грибом - шалашик-домик,
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
 
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
А на нем - дубовый стол.
Рядом - стул с высокой спинкой
 
На столе - тарелка с вилкой.
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.

 

 
 
(соедините ладони шалашиком)
 
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

«Моя семья»

 
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

 

 
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой

«Барашки»

 
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

 

 
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

«Пальчики в лесу»

 
Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот резал,
этот ел,
ну, а этот лишь глядел!

 

 
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
(разгибает мизинчик)
(разгибает безымянный пальчик)
(разгибает средний пальчик)
(разгибает указательный пальчик)
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

«Шалун»
 
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.

 
 
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
 
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
 
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
 

«Кто приехал»
 
Кто приехал?
Мы, мы, мы!
 
Мама, мама, это ты?
Да, да, да!
Папа, папа, это ты?
Да, да, да!
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты?
Да, да, да!
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты?
Да, да, да!
Все мы вместе, да, да, да!

 
 
(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками указательных пальцев
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками средних пальцев)
(хлопает кончиками больших пальцев)
 
 
(хлопает кончиками безымянных пальцев)
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками мизинцев)
 
(хлопает в ладоши)

«Детки»
 
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.

 
 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
 
 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове "вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

«Пальчики»
 
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

 
 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

«По грибы»
 
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

 

 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)