Развивающие игры для детей от 4 до 5 лет «В мире звуков и слов»
 
Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя в подобные игры, вы обогащаете словарный запас ребенка. Речевые игры – это отличная тренировка памяти.
 
Игровое задание «Что подойдет?».
Эта игра поможет установлению ассоциаций. В ней малыш должен распределить объекты по группам.
Задайте ребенку вопросы и отметьте, сколько ответов он сможет дать
Например:
- Пирожки с какой начинкой ты любишь?
- Сколько дней недели тебе известно?
- Назови предметы, которые могут взлететь?
- Каких перелетных птиц ты знаешь?
- Сколько домашних животных ты знаешь? и т.д.
 
Игровое задание «Закончи стихотворение».
Предлагая задание на «договаривание» стихотворения, вы приучаете детей внимательно слушать текст, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас –
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.
Прочтите детям, не договаривая последнего слова, несколько стихотворений.
 
Игровое задание «Паровозик отправляется».
Необходимо: карточки с предметными картинками (например: трактор – рыба – аист – телевизор – автобус – телефон – крокодил – колесо – чашка – альбом – книга и т.д.) размером 8*5 см.
К каждой карточке нужно дорисовать колеса, крышу и «выступы для сцепления» вагонов между собой. На отдельной карточке надо нарисовать паровоз, к которому будут «цепляться» все последующие вагоны. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все картинки и сообщите, что сейчас нужно сформировать состав. Но его формирование будет происходить необычном способом, а именно: к паровозу необходимо присоединить вагоны, определяя первый и последний звуки в словах – названиях тех предметов, которые на них изображены.
Наша цепочка начинается со слова «трактор». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, на который заканчивается слова «трактор». Необходимо найти предмет с таким названием у себя на картинке-вагончике, присоединить свою картинку к предыдущей и назвать предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если найдено сразу два предмета, то добавляет картинку тот, кто нашел ее первым. Оставшуюся картинку присоедините позже, когда для цепочки снова потребуется слово с таким звуком.
 
Игровое задание «Подбери рифму».
Прочтите детям стихотворение Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Поясните непонятные фразы и словосочетания. Попробуйте вместе подобрать рифмы к словам.
Например:
- машина-шина;
-мишка – шишка;
- лисичка –сестричка и т.д.