Организация прогулок в зимний период для детей 2-4 лет.
 
В данной статье представлена организация и содержание прогулок в зимний период для детей в возрасте 2 – 4 лет, которые полностью соответствуют ФГОСу. Ведь, приступая к работе с детьми данного возраста в условиях прогулки необходимо учитывать феномен раннего детства. Однако в силу возрастных особенностей дети еще не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития, поэтому взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
 
«Птицы зимой» 


Цель: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить называть птиц, назвать их части тела.
 
Ход прогулки
 
    Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет еды, а именно червяков, разнообразных насекомых, только люди могут помочь-покормить их.
    Дети повторяют за взрослым: «Здравствуйте, птички-невелички!» Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы Вас угостим!» Педагог предлагает детям посмотреть, как будут угощаться птицы, объясняет: корм нужно рассыпать на дорожке, чтобы птички его увидели, а самим отойти и наблюдать.
    Воспитатель спрашивает: «Кто такой храбрый? Кто первым прилетел? Конечно, воробей: прыгает, клюет. Вот и еще воробьи прилетели. Чем они клюют зернышки? Клювом, не носом. Клюв, какой у них? - острый. Клюнут и на новое место перелетают стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают? Рады, что их мы угощаем, наверное, благодарят нас. Вот и другие птицы прилетели».
   Дети продолжают отвечать на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше – у голубя или воробья.
    Птицы пугливые. Чуть что – вспорхнут и улетят. Воспитатель говорит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Скажите им, ребята».
     А вот и шум-гам начался – это воробьи из-за крошек подрались. Какие драчуны. Расшумелись и все улетели. Ребята давайте поищем на участке разных птиц (муляж). Дети рассматривают ворону, сороку, отмечают их оперение, показывают клюв, хвост, лапки, крылья.
Если есть возможность, можно рассмотреть следы птичьих лапок на снегу, где кормились птицы. Большие следы – голубей, маленькие – воробьев. Дети имитируют движение птиц, их голоса. Ребята отгадайте загадку:  На суку сижу,
«Кар! Кар!» - кричу
  Чик-чирик
  С ветки прыг.
  Клюй, не робей!
  Кто это?
 Дети отвечают, кто чирикает, кто гулит, кто каркает.
  Воспитатель предлагает детям соорудить для птиц кормушку, чтобы каждый день насыпать в нее корм, заботится о птицах: «Кто хочет помочь?»
   Все дружно берут лопатки, идут в тихий уголок участка и вместе с воспитателем вырубают из снега куб. Педагог учить детей правильно держать лопатки, когда все вместе отбрасывают в сторону снег, подчищают края кормушки. Дети наблюдают за его действиями, слушают, объяснения: «Чтобы крошки ветер не унес, нужно сделать бортик, вот так!» После завершения постройки все относят лопатки на место. Дети играют в игру, под руководством воспитателя «Собачка и воробьи». После неё они переходят к самостоятельной деятельности, а у педагога появляется возможность позаниматься с отдельными детьми, закрепляя их знания о частях тела птицы. Можно повторить детям загадки о птицах.
 
«Где спит медведь?»


Цель: учить детей выполнить необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих, не тревожить понапрасну.


Ход прогулки


Дети вышли на прогулку в холодный, пасмурный день. Воспитатель говорит: «Умелые руки не знают скуки! И правильно, скучать некогда. Нужно построить лабиринт, для того, чтобы было всем интереснее играть». Его можно быстро соорудить в отдаленном тихом уголке участка. Воспитатель прокладывает дорожки. Дети очищают их лопатками, движками, сбрасывают снег на валы. Затем украшают снежные валы поверху и по склонам красочными шнурами, лентами, разноцветными льдинками. По окончании работы дети ставят инвентарь на место. Педагог говорит: «Кончил дело — гуляй смело!»
Малыши начинают свободно играть — бегать по лабиринту, догонять друг друга. После игры воспитатель подзывает детей к себе и спрашивает: «Что та сугроб такой огромный вырос в самом дальнем уголке участка под елкой? Никто не знает? А, давайте потихоньку подойдем и осторожно поглядим на него».
Подойдя к елке, воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Как на горке — снег, снег...» Дети удивлены, смотрят на сугроб. Ребята, а давайте вспомним: «Когда была осень, кругом падали красивые разноцветные листья — был листопад. Мы с вами бродили по листьям, вслушивались, как они шуршат под ногами. Потом собрали листья, отнесли сюда — здесь мишка облюбовал себе место для сна. Мы помогали строить ему дом. Кто помнит, как называется дом медведя? Берлога. Где спит зимой медведь? Правильно, в берлоге. А матушка-зима позаботилась, теплое одеяло из снега ему припасла. Тепло ему».
Воспитатель повторяет стихотворение и спрашивает: «А почему нельзя шуметь? А когда вы спите, можно шуметь? А вы не шумите, когда дома бабушка или дедушка спит? Дети отвечают на вопросы. Молодцы, нужно заботиться обо всех, кто хочет спать, — пусть спит, отдыхает, сил набирается. И медведь в берлоге спит всю зиму. Проснется сильным, отдохнувшим».
Затем педагог подводит детей к муляжам зверей, расставленным по участку (кроме медведя — он спит); рассказывает: «Холодно и голодно зимой зверушкам в лесу. Земля покрыта снегом: не растет трава, нет грибов и ягод. На снегу не растет морковка и капуста для зайчика. Рыщут по лесу волки (дети показывают), бегают лисицы (дети показывают), скачут зайцы (дети скачут зайцами) — все ищут добычу. А кругом только белый снег да трескучий мороз. Один медведь умный залег в своей теплой берлоге и спит. Ему не страшны ни мороз, ни вьюга. Спит себе всю зиму в теплой берлоге!» Дети приносят морковку, капусту для зайцев, шишки для белок. Ребята, а давайте вылепим из снега (по желанию) комнату для медведя (по сюжету сказки «Три медведя») Во время совместных действий педагог уточняет: чей стул построили? У кого стул больше: у Михаила Потаповича или Елизаветы Петровны? У кого самое маленькое креслице?
Дети сами ставят на стол чашки, ложки разной величины, охотно делятся своими знаниями с окружающими.
Можно сразу же сделать и спальню для всей медвежьей семьи, если есть желание и интерес у детей, а можно продолжить строительство на следующий день.
Дети заканчивают постройку, показывают ее своим куклам, и все дружно идут кататься с горки, катать на санках кукол. В конце прогулки ребята играют в игру «Мыши водят хоровод».
 
«Зима холодная»


Цель: формировать у детей первые связные представления об этом времени года.


Ход прогулки


Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Кате я завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу. Все оделись? Матвей, посмотри, надеты ли варежки у Лены? Мы сегодня возьмем с собой кукол, у них тоже теплая одежда».
Во время прогулки педагог обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите? Дедушка идет в теплых ботинках и меховой шапке. Он оделся, потеплей, чтобы мороз его не захолодил. Вот она какая, зимушка-зима, стужа лютая! А вот девочка бежит, подпрыгивает, чтобы холодно не было. Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима холодная. Только один ветер гуляет. Послушайте, как он поет. «В-в-в! В-в-в!» Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер».
   Ребята посмотрите, какой сегодня снег. Дети берут лопатки, набирают снег, подбрасывают его. Снег разлетается легким облачком. Педагог уточняет: «Сыпучий». Лепить нельзя - решают все и договариваются делать снежную горку для своих кукол.
   Все дети подходят к снежному валу и решают, где лучше соорудить горку: далеко или близко, выше или ниже снежного вала – и начинают «работать».
 Педагог помогает детям и вырубает из снега горку (высота 40-60 см.) Дети помогают: подчищают края, отгребают снег, подравнивают скат. Куклы сидят тут же, «наблюдают» за работой детей, радуются.
   Как только постройка завершена, все относят инвентарь на место, собрав ведерки, лопатки, отряхнув их от снега. Кто-то начинает катать кукол с горки, кто-то украшает ее края цветными льдинками (узоры, цветы) вместе с взрослым. Воспитатель следит, чтобы дети, катая кукол, соблюдали очередность, уступали друг другу. После того как интерес у детей к игре ослабевает, педагог организует подвижную игру «Дед Мороз». После игры дети опять переходят к самостоятельной деятельности. 
 
«Морозный солнечный денек»


Цель: рассказать детям о том, как живут звери зимой; стимулировать  добрые чувства по отношению к ним.


Ход прогулки


Вышли дети погулять, а кругом тихо. Солнышко сияет, снег лежит пушистый, белый. Воспитатель помогает им вспомнить, как вчера вечером разыгралась вьюга, замела, завыла: «В-в-в. (Дети повторяю! за ним) А сегодня тихо, спокойно. Скоро Новый год придет. У ребят будет праздник. Вы видели, как люди готовятся к празднику?» Ребята рассказывают о  новогодних елок, с помощью воспитателя вспоминают ярко разукрашенные витрины магазинов». Ребята послушайте стихотворение произведение Я. Акима «Елки наряжается».
Затем все дети подходят к муляжам зверей и воспитатель предлагает: «Пригласите зверушек в гости, скажите им: «Приходите в гости, будем очень рады!» Дети повторяют за педагом: «Прибегай, лисонька-лиса! Скачи быстро, зайка-попрыгайка! И ты, мишка-топтыжка, тоже приходи. Захвати с собой и волка». Затем все дети играют в игру «На елку».
После игры педагог предлагает украсить свой участок к новогоднему празднику снежной клумбой и спрашивает: «Посмотрите сами, какой сегодня снег? Можно из него лепить?»
Дети знают, как это проверить: набирают снег на лопаты и слегка подбрасывают вверх. Снег разлетается легким облачком. Все дружно решают, что снег сухой, лепить нельзя. Можно только сгребать. Решено: клумбу надо соорудить в центре площадки. Все дети начинают сгребать снег. Клумба должна быть красивой, большой, но снега не хватает, и дети идут с ведерками и лопатками на свободный участок за снегом. Педагог говорит: «Спасибо, мороз, что снегу нанес!»
Построив клумбу, все украшают ее «цветами»— разноцветными льдинками. Полюбовавшись результатами своего труда, ребята переходят к свободным играм.
 
«Помощники»


Цель: воспитывать в детях уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим.


Ход прогулки


Дети вышли на прогулку, оглянулись — кругом высокие сугробы намела зима, не проехать, не пройти. Снег убирать нужно, а то людям трудно ходить, коляску с малышом не провезешь, машины буксуют. Вдруг все слышат приближающийся шум мотора. Ребята посмотрите: по дороге движется снегоочистительная машина. Проехала, и сразу стало чище, ведь у нее щетки широкие — во всю ширину дороги. Дети ждут, когда машина развернется и пойдет обратно, снова наблюдают за ее работой. В кабине сидит шофер, внимательно смотрит по сторонам, ведет машину ровно. Щетки крутятся, счищают снег с дороги. Во двор выходит дворник с широкой лопатой. Он счищает снег по краям тротуара, отбрасывает в сторону. Воспитатель предлагает детям помочь дворнику. Ребята разбирают лопатки, начинают убирать снег у входа в детский сад. Дворник увидел, подошел, благодарит за помощь. Он показывает им, как надо правильно держать лопату, куда бросать снег. Дети возвращаются на участок, где их встречает большая ворона (игрушка). Педагог предлагает поиграть в игру «Воробушки и автомобиль». Прогулка заканчивается.
 
«В гостях у нас Снегурочка»


Цель: познакомить детей с березой, елкой, с их отличительными внешними признаками; упражнять в пространственной ориентации.


Ход прогулки


На фоне снега выделяется пушистая зелень елки. Педагог обращается к детям: «Смотрите, все деревья, кусты стоят голые, одна елочка зеленеет, красуется. Она к нам на новогодний праздник приходила в гости. Помните? А как она была украшена? Посмотрите, какие у нее колючие иголки, потрогайте ладошкой! А как пахнет елочка? (Чуть приминает в руках елочные иголки и дает детям понюхать.) Нравится? Елочка пушистая. Ветки ее называются лапами, они густые, зеленые. Елочка — красавица, детям очень нравится!» Ребята повторяют эти слова.
Все отмечают, что зима любит елочку, укутывает ее сугробами. Высокие сугробы, елочку еле видно.
Затем воспитатель обращает внимание детей на белый ствол березы, предлагает им обнять, погладить березу, ощутить ее гладкую, шелковистую поверхность и уточняет: белая березка. Ребята обхватывают березу руками, решают, какой у нее ствол: толстый или тонкий. Затем находят на участке другие березы, отмечают, какая из них самая толстая (вдвоем обхватывают ствол), самая высокая.
Проводятся перебежки с целью уточнения названия деревьев «Раз, два, три—елку найди!» Все перебегают от елки к елке, ждут следующей команды: «Раз, два, три — к березе беги!» Воспитатель спрашивает, как дети узнали, что это береза (елка); объясняет, что к деревьям и кустам надо относиться бережно, не ломать их ветки.
Бегая по участку, дети замечают на дорожке Снегурочку (педагог незаметно выставляет большую куклу-Снегурочку). Ребята радуются, подробно рассматривают ее наряд, вспоминают новогодний праздник, а затем начинают строить ей домик (вырубая куб из снежного вала), украшают его разноцветными льдинками, все время обращаются к Снегурочке: «Нравится тебе домик? Теперь ты от нас не уйдешь в лес?» После окончания постройки они начинают играть со Снегурочкой: возить её на санках, показывать свой участок, рассказывать о назначении сооружений. В конце прогулки педагог предлагает поиграть в игру «Коза рогатая»
 
«Кролик серенький, зайка беленький»


Цель: закрепить знания детей о строении тела животных, уточнить названия частей тела кролика (зайца); формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.


Ход прогулки


Ребята выходят на прогулку. Но их ждет сюрприз: на участке в клетке сидит кролик. Педагог не торопится, предоставляет детям возможность рассказать свое отношение к животному. Затем бережно достает кролика из клетки, прижимает к себе: "Коржик не знает нас, боится». Ребята начинают наперебой успокаивают: «Не бойся, мы добрые!»
После рассказа каждый ребенок не боится гладить животное, определяет: серенький, мягкий, пушистый; пальцем проводит вдоль ушей (длинные), трогает хвостик (маленький, короткий). Ребята угощают кролика. Отмечают, что кролик нюхает, грызет, жует, сидит и  показывают, как он скачет. Старшие дети вместе с воспитателем считают: два уха, один хвост, четыре лапы. Можно продолжить наблюдение, сказав ребятам, что у кролика Коржика живет в лесу братец заяц.
Все идут по участку, отыскивают муляж зайца, сравнивают, похож ли братец-заяц на своего братца-кролика Коржика. Дети сами отмечают, как братцы передвигаются, чем любят лакомиться. Педагог уточняет: заяц летом носит серую шубку, а зимой белую. Почему? Какого цвета зима? А шубка зайца? Воспитатель подводит детей к правильному выводу: «Сидит беленький заяц в снегу, его не видно, никто не обидит» Педагог обращается к детям: «У кого белая шубка, как у зайца? У кого серая, как у братца-кролика? А теперь все дружно попрыгайте, как зайцы и кролики». Взяв игрушечных зайцев и кошку, можно рассказать малышам сказку «Длинный — короткий». После этого переключиться на постройку теремка и вспомнить сказку «Теремок». Из смежного сугроба (или вала) вырубают куб, а в нем - полочки. Педагог предлагает детям одного за другим персонажей сказки (приготовленные заранее мягкие игрушки). Дети расставляют их, решая, кто будет жить высоко, кто низко. Только медведя никуда не посадишь - очень большой, не помещается! Пусть сидит рядом. Педагог говорит: «Вот какие молодцы! Всем нашли жилье в теремке. Теперь никто не замерзнет. А у медведя шуба теплая, ему не холодно сидеть у терема. У кого из нас шуба такого же цвета? Кто у нас медвежонок? Ну-ка, Игорек, покажи, как топает, идет-переваливается медведь. А кто еще покажет, как ходит медведь? А как бегает хитрая лисичка-сестричка? Шуба у нее нарядная, рыжая. Посмотрите, у Гали такая же шапка. Ну-ка, Галя, побегай, как лисичка-сестричка.» В конце прогулки дети играют в игру «Заинька, выйди в сад».
 
«Экскурсия по улице»


Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах, поведении на дороге, разметках, работе светофора.


Ход прогулки


Ребята вместе с педагогом медленно идут по тротуару, отмечая, какой транспорт движется по улице: автобус, троллейбус, грузовик, легковая машина, крытый фургон. С помощью вопросов воспитатель закрепляет знания детей о назначении каждого вида транспорта.
После проводится игра «Моя машина». Каждый ребенок по собственному желанию выбирает: «Моя легковая машина красного цвета», «Моя желтая», «А у меня автобус синий», «А у меня грузовик». Теперь все ждут, какая машина появится на дороге. Педагог помогает каждому: «Это Ванина красная легковая машина проехала», «Ой, сколько Денисовых грузовиков здесь ездит!» Ребята останавливаются у перекрестка, вспоминают правила перехода, для чего здесь стоит светофор, какие у него огоньки, что показывают эти огоньки: отмечают, как все машины послушно двигаются по его команде. На светофоре загорается знак поворота. Старшие дети подсказывают: «Поезжай налево!» и рукой показывают направление. Педагог предлагает детям подумать: «А мы как дойдем до детского сада? Куда нам нужно поворачивать, налево или направо? Сначала покажите рукой, потом назовите точное направление». После возвращения на участок дети могут сначала послушать сказку «Трехглазый командир». В конце прогулки -подвижная игра «Паровозик».
 
«Подарки матушки-зимы»


Цель: закреплять знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о названиях птиц, частей их тел, голосовых реакциях; уточнить, что кому подарила зима, почему ее зовут матушкой.


Ход прогулки


Педагог на прогулке говорит детям, что их ждут к себе в гости старшие ребята; подходя к соседнему участку, напоминает, что нужно сказать: «Добрый день. Мы пришли к вам в гости». Старшие дети приветливо встречают малышей, ведут по своему участку, останавливаются около каждого сооружения.  Сначала малыши должны сказать, как использовать такие сооружения в игре. В случае затруднения на помощь приходят дети старшей группы: «Это медведь с сачком. Сейчас зима, не лето. Бабочек нет, и медведь ловит снежки, которые мы бросаем. А это мы вылепили котика. Можно вскарабкаться и посидеть у него на коленях». Зачем гусь вытянул шею, для чего у белочки в лапках обруч, малыши догадываются сами (набрасывать серсо). В самом тихом уголке участка стоит елка. Совсем недавно она
радовала детей разноцветными лампочками, яркими игрушками, а теперь на ней развешаны кормушки для птиц разной формы, в ветвях закреплены крупные шишки. К елке охотно прилетают не только воробьи и голуби, но и снегири, синицы, сороки. Эта елка— столовая для птиц, чудо-дерево. Птицы постоянно кормятся здесь. (Дети рассказывают чем.) Малыши обходят елку; называют знакомых птиц, говорят, сколько у птиц лап, клювов, крыльев, хвостов, кто из них как поет, охотно показывают, как птицы передвигаются, как клюют. Старшие дети и педагог обращают их внимание на незнакомых птиц: снегирей, синиц, их оперение. Педагог напоминает: заботливая матушка-зима о них позаботилась, сладкими сделала ягоды рябины и читает стихотворение П. Золотова «Ворона».
Младшие дети начинают играть вместе со старшими. Они лазают по постройкам, подлезают под них, пригнувшись; перешагивают через хвост «крокодила» и шагают по его спине, упражняясь в равновесии: бегают за старшими детьми по лабиринту, скатываются с горки. Старшие катают малышей на санках. В конце все дружно отмечают, что зима подарила детям, птицам, белке и зайчику, что она накрыла медведя толстой шубой из снега. Затем малыши приглашают всех к себе на участок. Здесь выясняется, что у малышей нет снеговика, в корзину которого можно забрасывать снежки, мячи. Старшие дети начинают катать снежные шары, малыши помогают, подталкивают самые большие. Комья поменьше подкатывают к месту постройки, комья побольше подвозят на санках (старшие везут, малыши подталкивают сзади). Воспитатели тоже включаются в процесс сооружения снеговика. Все вместе решают, какой высоты и глубины должна быть корзина. Построив снеговика, все дети по очереди забрасывают снежки в корзину.
Старшие ребята прощаются и уходят на свой участок. Малыши остаются  играть самостоятельно. Во время свободной игры педагог предлагает некоторым ребятам поупражняться в метании в цель. С подгруппой детей проводится игра «Ладушки-оладушки».
 
«Снегопад»


Цель: познакомить детей с сезонным явлением-снегопадом.

Ход прогулки

Ребята выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» - сообщают они педагогу. «Правильно!» - говорит воспитатель. – Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!» Дети повторяют: «Снегопад!» Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежинка села на Катину шубу, а другая на шапку Жени». Ребята внимательно осматривают себя: «А мне на сапоги сел! А мне на варежку!»
       «Смотрите, как звездочка!» - говорит воспитатель и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав Дашиной куртки. Воспитатель предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка – подуть на нее. «Летит?» Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»
       Потом снимает варежку и предлагает ребятам понаблюдать, что произойдет со снежинкой. Объясняет: «Села снежинка на руку и растаяла. Была, и вот уже ее и нет! Вот какая звездочка-малютка»;
     Подготовив восприятие детей к ярким характеристикам снежинки (звездочка, малютка, растаяла на ладони), педагог читает стихотворение З. Рождественской «Звездочка-малютка», повторив дважды его концовку:
                 Села и растаяла на моей ладошке.
             Дети повторяют «Снежинка легкая, пушистая, красивая, как звездочка». «А какого она цвета?» - спрашивает воспитатель. – А у кого шубка такого же белого цвета? Значит, у нас тоже есть снежинки-пушинки! Оля, Максим, Захар – вот сколько снежинок! Подуйте-ка на них. Пусть наши белые снежинки-пушинки полетают!»
              После этого педагог говорит: «Какой снегопад! Много снега навалило, все засыпало кругом. Старается зимушка-зима, укутывает снегом кусты, на елку шапку надела. Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?» Ребята говорят: зима белого цвета.
      Закончив наблюдение, ребята играют в подвижную игру «Снег кружится», а потом переходят к самостоятельной деятельности.
      Спустя некоторое время воспитатель предлагает желающим расчистить площадку перед детским садом от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки или движки и вместе с взрослым убирают снег: одни сдвигают снег к снежному валу, другие бросают его наверх (воспитатель показывает действия). Затем по желанию можно подмести площадку.
       Закончив расчищать площадку, ребята могут вместе с воспитателем украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки, раскладывая между ними разноцветные ленты, выкладывая по склону узоры из разноцветных льдинок. Педагог хвалит их, благодарит за усердие.
      Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Педагог может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу падающему снегу, предложить отгадать: «Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали?». Прогулка продолжается.