Организация прогулок в весенний период для детей 2-4 лет по ФГОС.
 
В данной статье представлена организация и содержание прогулок в весенний период для детей в возрасте 2 – 4 лет, которые полностью соответствуют ФГОСу. Однако в силу возрастных особенностей дети еще не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития, поэтому взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
 
«Кругом вода!»
 
Цель: показать детям разнообразные действия с талым снегом.
 
Ход прогулки
 
Дети выходят на участок и видят: ярко светит солнце, щебечут птицы, журчат кругом ручьи, звенит капель. Воспитатель читает стихотворение Г. Бойко «Солнышко» и предлагает: «Послушайте, как поет песню вода: кап-кап-кап! А теперь вода поет другую песенку (подставляет пустое ведерко под водосточную трубу). С-с-с! (Дети повторяют.) А почему так много воды кругом? Снег тает. Это весна пришла, тепло принесла. Пришел апрель — звенит капель! — говорят люди».
Ребята, а давайте положим лопаткой снег на асфальт, наблюдают, как он быстро превращается в лужицу с ручейками. Потом воспитатель предлагает посмотреть, что произойдет с льдинкой (вылавливает ее из лужицы, выкладывает на асфальт).
Все вместе отмечают: маленькие ручейки, большой ручей. Воспитатель уточняет, какой ручей: узкий или широкий. Узкий можно перешагнуть. Старшие дети прокапывают канавки, соединяя два узких ручейка в один широкий.
Педагог с малышами двигается вдоль широкого ручья, наблюдая за движением воды. Дети старшего возраста устраивают запруды в ручье, наблюдают, что получится. Педагог предлагает набрать на участке камешки, веточки, палочки и пустить эти предметы по воде, дополнив их шишками, желудями, кусочками ваты, бумажками, корабликами, каждый раз отмечая: тонут или плывут, плывут или застревают.
Затем ребята играют в игру «Два гуся». После нее дети продолжают играть самостоятельно.
 
«Солнышко пригревает»
 
Цель: дать детям первые представления о ранней весне.
 
Ход прогулки
 
Ребята вышли на прогулку. Воспитатель обращается к ним: «Посмотрите, как у нас сегодня красиво. Солнышко улыбается, все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огоньками: желтыми, красными, зелеными. А поднимите снег на лопатке — он тяжелый, мокрый. Это солнце постаралось, пригрело так, что снег потихоньку начал таять. Значит, скоро весна придет. Солнце греет все сильнее. Пощупайте скамейку, теплая? А теперь свою шубку? А теперь ствол дерева. Теплый? Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет».
Ребята слушают стихотворение «Солнышко лучистое». Педагог обращает внимание детей на синее-синее небо, на белые легкие облачка, которые медленно плывут, не торопятся, любуются сверху на детишек. Весна идет! Все вместе подходят к зданию детского сада, останавливаются у окна. Педагог говорит: «Посмотрите. С подоконника свешиваются сосульки». Дети отмечают, какие они. Воспитатель уточняет: длинная, короткая, толстая, тонкая. «Видите, солнышко пригревает, и сосульки тают, поют свою песенку: кап-кап! (подставляет пустое ведро, чтобы было лучше слышно). Посмотрите, носики у них тоненькие». Сбив несколько сосулек, можно разрешить детям непродолжительное время подержать их в ладошке, рассказать, какая сосулька. Педагог улыбается: «Отгадайте хитрую загадку: у кого весной всегда с носа капает вода?»
Воспитатель предлагает детям очистить дорожку от снега, чтобы было, где бегать, играть. Все берут дети лопатки, движки и вместе с педагогом расчищают дорожку, затем относят инвентарь на место, начинают игру. Спустя некоторое время проводится игра «Птички, раз! Птички, два!».
 
«Веселые воробьи»
 
Цель: расширять представления детей о весне, обогащать их знания новыми словами, понятиями.
 
Ход прогулки
 
Выйдя с детьми на прогулку, педагог обращает внимание детей на то, что солнышко греет все сильнее и сильнее, тает снег; кругом бегут ручьи, поют свою песенку. Ребята прислушиваются к журчанию воды, произносят: «Ж-ж-ж-ж!» Пускают по ручью бумажки, щепки, ветки, кораблики. Педагог показывает детям большую лужу. Вместе с ними измеряет лопаткой ее глубину в разных местах, определяет, где лужа глубокая, где мелкая. Педагог напоминает, что в лужу ногами становиться нельзя.
Стайка воробьев усыпала весь куст. Птички звонко чирикают, перелетают с ветки на ветку. «Что-то другим говорят!» — решают дети. «Радуются весне, теплу, солнцу!» — уточняет воспитатель. Попрыгав по веткам, все птички дружно перелетают на другой куст.
Педагог читает четверостишие:
На улице повеяло теплом,
Снег очень скоро в воду превратится,
И, позабыв о холоде былом,
Щебечут песни радостные птицы.
М. Крюков
Воспитатель предлагает: «Птичкам тепло, но земля еще покрыта снегом, нет ни травинок, ни червячков, ни мошек — нечего им есть. Давайте угостим веселых воробышков!» Все идут к кормушке, насыпают корм, крошки, а потом наблюдают, как в птичьей столовой даже тесно стало — столько птиц слетелось. Дети перечисляют знакомых птиц, отмечают особенности их поведения. Педагог предлагает детям подвижную игру «Веселый воробей». После игры дети самостоятельно снова переходят к играм.
 
«Где, чей дом?»
 
Цель: закреплять представления детей о весне; показать почки и первые весенние листья; уточнить названия разных домов.
 
Ход прогулки
 
Дети пришли на прогулку в парк. Педагог рассказывает детям, что наступила весна, солнышко пригревает, посылает на землю свои веселые, теплые лучи. Он наклоняет ветку куста с крупными почками: «Это домик листика, называется почка. Лучик стучится в домик: «Эй, листик! Хватит спать, просыпайся! Весна пришла, тепло принесла!» Услыхал листик, выглянул —   и впрямь весна! А лучики бегают, спешат, стучатся то в один домик-почку, то в другой!» Как называется домик у листика — вопрос к старшим детям.
Если есть возможность, малыши наблюдают, как дети старших групп вместе с педагогом закрепляют на дереве скворечник—домик для скворца: «Живи тут, скворец, пой песни, радуй всех».
Воспитатель рассказывает: «Увидели это вороны, закаркали громко-громко: "Что же мы сидим, на небо глядим? Ведь весна на дворе, пора и нам дома себе делать — гнезда вить». Стали они гнезда вить из веточек, из палочек, из перышек. Стараются вороны. Вот какие большие гнезда получились, высоко на дереве, чтобы никто не достал (показывает)». Все вместе повторяют, как называется дом скворца, дом вороны.
Педагог продолжает рассказ: «А лучики трудятся, пригревают, везде поспевают, никого не пропускают. Добрались лучи и до берлоги медведя. Стучат-стучат, а медведь спит крепко-крепко и ничего не слышит. Что делать? Как быть? Солнце тогда стало еще сильнее греть, да так, что вместо снега побежали ручьи. Бежали-бежали веселые ручьи и прямо в берлогу, забежали, где медведь спал. Весь бок ему намочили. Не нравится мишке мокрым лежать, проснулся он, вылез из берлоги, удивился: тепло, хорошо. «Спасибо тебе, доброе солнышко, что про меня не забыло, вовремя разбудило!».
    Воспитатель читает потешку «Солнышко-колоколнышко», а потом спрашивает у детей: где спал медведь? Как называется его дом? А как называется дом у птиц? А у листиков? Цветов? А у лисы, у собаки?
Дети переходят к самостоятельным действиям, затем проводится игра «Козлята и волк».
 
«Желтые, пушистые»
 
Цель: познакомить детей с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела.
 
Ход прогулки
 
При выходе на прогулку педагог объявляет, что детей ждет сюрприз, и предлагает им самим отыскать его. Вскоре все ребята собираются вокруг установленного на траве вольера с цыплятами.
Дав детям возможность выказать свою радость, педагог задает им вопросы: цыпленок большой или маленький? Какого он цвета? Как подает голос? Наблюдая, дети перечисляют, что делают цыплята (бегают, пищат, клюют). Старшие дети дополняют высказывания малышей, называя части тела цыпленка (клюв, лапки, хвостик); как зовут его маму, папу; как курица созывает цыплят.
Взрослый осторожно берет одного цыпленка и предлагает каждому ребенку бережно провести пальчиком по его пушистой спинке. Некоторые дети притрагиваются к головке, клювику цыпленка. Воспитатель уточняет: зубов у цыплят нет, только маленький клювик. Все вместе решают, что цыплята — как желтые пушистые шарики, они похожи на одуванчики.
Воспитатель читает стихотворение Т. Волгиной «Где чей дом».
Затем педагог предлагает детям покормить цыплят (насыпает мелко порубленное яйцо), зовет: цып-цып-цып! (Дети повторяют.) Все смотрят, как цыплята клюют. Воспитатель говорит: «Поклевали цыплята, пить захотели». Дети наливают воды, следят, как пьют цыплята, запрокидывая головки вверх. (Дети показывают.)
Младшие дети с помощью педагога уточняют, как мама-курица зовет цыпленка, как цыпленок откликается. Старшие дети отмечают: у цыпленка две маленькие тоненькие лапки, клювик, зубов нет. Дети, оставшиеся у вольера, еще раз показывают взрослому разнообразные движения цыплят: как клюют, пьют, бегают.
Дети переходят к самостоятельной деятельности. Затем взрослый проводит подвижную игру по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята». Можно предложить малышам рассмотреть картину «Девочка кормит петуха».
 
 «Солнышко на травке»
 
Цель: познакомить детей с первым весенним цветком, его строением; обогащать словарный запас детей.
 
Ход прогулки
 
Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель рассказывает: «Снег растаял, лужи и ручейки высохли, стало сухо и тепло. Дети и взрослые сняли шубы, надели пальто, тоненькие шапочки, вместо валенок — ботинки (сапожки), вместо варежек — перчатки. Это красавица-весна привела теплое лучистое солнышко».
На асфальте взрослый рисует большой круг и предлагает детям взять желтые мелки, чтобы всем вместе нарисовать яркое солнце. Дети закрашивают круг, рисуют лучи.
Взрослый уточняет: «Лучи яркие, теплые, всех согреют. Маша! Какие у тебя яркие лучи, молодец! Саша, у тебя сильные руки, нажимай сильнее, нарисуй лучи подлиннее, пусть солнце светит ярче!»
  Дети вместе с воспитателем рассматривают солнце: «Лучистое веселое солнышко получилось». (Пусть дети закрепят слова «весеннее», «лучистое», «веселое».)
«А теперь мы посмотрим, какой сюрприз нам приготовило солнце, — продолжает взрослый. — Пригревало оно пригорок, травка-муравка проснулась, а вместе с нею и первые цветы».
Дети увидели первые одуванчики, зашумели, стали показывать на них. Взрослый улыбается, слушает высказывания детей, а затем подводит итог. «Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травкой показались на свет и желтые цветы — одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются. Солнышко желтое и одуванчики желтые, у солнышка есть лучики и у одуванчиков лучики. Маленькие солнышки по траве разбежались, радуются. Они так похожи на большое солнце!»
Дети учатся правильно срывать цветы (2—3 шт.), а затем раскладывают их вокруг нарисованного солнца, радуются — нарядили его, венок ему подарили.
Воспитатель держит в руке цветок, объясняет, показывает, называя его части (стебель, головка цветка, листочки). Дети сравнивают стебли одуванчика: длинный или короткий.
Младшие дети по желанию находят и показывают всем самый большой и самый маленький одуванчик — солнышко на травке. Одуванчик— маленький портрет большого солнца.
Педагог читает стихотворение М. Полянской «Одуванчик» Затем на веранде проводит подвижную игру «Солнечные зайчики».
В конце прогулки воспитатель предлагает каждому ребенку сорвать один понравившийся одуванчик.
Дети протягивают цветы. Педагог считает: «Один! Один! Еще один! Еще один одуванчик! И получился красивый весенний букет». Все дружно решают подарить его няне. Если в группе есть именинник, букет собирают для него.
 
 «Где моя мама?»
 
Цель: повторить, как зовут мам у разных звериных детенышей, как они созывают своих детей; учить слушать звуки без опоры на зрительный образ.
 
Ход прогулки
 
Дети выходят на участок и оглядываются вокруг: тепло, сухо, солнышко пригревает, птицы поют — весна. Воспитатель рассказывает: «Вы вышли гулять, и маленький щенок Тишка тоже вышел. Говорит ему мама: «Не ходи далеко, заблудишься! А кто мама у щенка, знаете?». Не послушался Тишка, побежал, побежал по дорожке. (Ведет детей к тихому уголку участка.) Тепло, хорошо. И не заметил малыш, как ушел далеко-далеко, даже дома не видно (Как называется дом собаки?) Заплакал щенок: «Где моя мама?» А мамы нет! Вот беда! (Все вышли на полянку) Видит, скачут, прыгают, бегают по травке-муравке зайчата. (Покажите, как зайчата радуются весне.) Подбежал к ним щенок, спрашивает: «Ау вас, какая мама?» (Ну-ка расскажите, какая у зайчат мама.) Выслушал их Тишка, огорчился: «Нет! Это не моя мама!» Идет он дальше, смотрит: утята в речке плавают, крылышками машут, радуются солнышку. (Покажите, как они машут крылышками, как радостно кричат.) Спрашивает их щенок: «Какая ваша мама?» (Скажите, как зовут маму утят, что она ест, покажите, как ходит вперевалочку.) Понял щенок, что это не его мама. Побежал дальше, а на солнышке сидят котята: жмурятся от солнца, греются, мурлыкают. (Как поют песенки?) Спрашивает щенок: «Какая ваша мама?» (Скажите, как зовут маму котят, как она зовет своих деток, что любит есть?) «Нет, и это не моя мама!» — вздохнул щенок и побежал дальше. Вдруг он слышит: «Гав! Гав!» (Кто это?) «Мама, мама! Я нашелся, я не буду больше убегать от тебя!»— закричат Тишка».
Воспитатель обращается к детям: «Как вы думаете, будет его мама ругать за то, что он убежал? (Каждый вариант ответа нужно прокомментировать.) Нельзя от мамы убегать! А вы слушаетесь маму? Мама самая добрая, самая ласковая, самая нежная и милая».
Педагог читает стихотворение В. Руссу «Моя мама».
Дети самостоятельно играют. Затем воспитатель предлагает им полить песок в песочнице, чтобы можно было из влажного песка возводить всевозможные постройки.
В конце прогулки можно предложить детям поиграть в подвижную игру «Мы — веселые ребята» или послушать сказку «Букет».
 
«Подарки весны»
 
Цель: формировать первые представления о весне; показать детям, что весна зеленая, выучить с ними стихотворение А. Барто «Мячик».
 
Ход прогулки
 
При выходе на прогулку педагог обращает внимание детей на яркую одежду: красивые курточки и пальтишки, разноцветные шапочки и туфельки. Воспитатель говорит: «Весна наступила, тепло принесла. Весна-красавица в зеленом нарядном платье. Почему весна зеленого цвета?» Взрослый обращает внимание детей и на яркую зелень травы, и на блестящие мелкие листочки кустов, деревьев: «Белая березонька с зелеными кудрями-веточками стоит, красуется на солнышке. Вокруг много зелени, поэтому и говорят: весна зеленого цвета».
Затем все переходят к клумбе, идут вдоль нее, отмечают: яркие, красивые цветы распустились на клумбе, улыбаются и нам, и СОЛНЫШКУ, кивают головками тюльпаны, нарциссы, здороваются с нами: «Здравствуйте. Нарядные дети! Мы рады весне, рады солнышку! А вы?» Дети отвечают: «Очень рады!».
Педагог продолжает: «Пришла весна — подарки всем принесла. Послушайте».
Читает стихотворение М. Пиудунен «Весна». Затем вместе с детьми выясняет, кому какой подарок подарила весна. Воспитатель объясняет: «Слово «красна» не всегда обозначает красный цвет. «Красна» значит красивая. А весна красивая? И «красная девица» значит красивая девушка». Закончив беседу, по предложению педагога все переходят к разнообразным играм с мячами: бросают друг другу и ловят, забрасывают в корзинку, катают друг к другу, сбивают мячом кегли.
После игр воспитатель обращается к детям: «Как вы думаете, мяч тонет или плавает? Давайте проверим!» Дети пускают мяч в «озеро».
Педагог читает стихотворение А. Барто «Мячик», затем задает вопросы: как зовут девочку? Почему она заплакала? А вы бы плакали, если бы мяч упал в воду? Нет? Конечно, плакать нечего, мяч не утонет, он плавает. Таня не знала, а мы знаем. Успокойте Таню, скажите ей:
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Затем дети вместе с педагогом повторяют стихотворение полностью
Прогулка продолжается. Можно предложить детям поиграть в игру «Ой, что за народ?».
 
«Дождик песенку поет»
 
Цель: создать у детей радостное весеннее настроение. Упражнять в звукопроизношении.
 
Ход прогулки
 
Вышли дети на улицу — и бегом на участок в беседку: дождь барабанит по крышам, пузырится в лужах.
Воспитатель приглашает всех ребят послушать, как радостно барабанит дождь по крыше веранды: «Тук-тук! Тук-тук-тук!» Дети смотрят, как весело скачет дождь по дорожке, как хлюпает в луже, как на воде получаются пузыри.
Вдруг загремел гром. Младшие дети повторяют за взрослым: «Бам! Бам! Трах-тах-тах!» А старшие весело произносят:
Туча, туча, помолчи.
Ты над нами не рычи!
Мы тебя не боимся!
                    И. Байралов
А дождик радостно льет, весело поливает все вокруг. Хоть и идет дождь, а тепло. Весна! Весна зеленая, нарядная. Дождь утихает. Теперь он не стучит, не барабанит, а поет песенку: кап-кап! А вскоре и совсем затих. Тут и солнышко раздвинуло тучи, посмотрело вниз, улыбнулось, и все вокруг засияло, засверкало.
«Ну-ка! — предлагает воспитатель, — пойдем по участку, посмотрим, кто умылся? Кто напился?» Дети подходят к цветочной клумбе, а там цветочек поднял головку, улыбается. Кто напился? Кто умылся? А цветочек что отвечает? Воспитатель: «Я напился, я умылся».
Все вместе идут дальше, подошли к дереву. Воспитатель: «Давайте все вместе спросим: Кто умылся, кто напился? Что отвечает листочек?»
Дети спрашивают травку: «Кто умылся? Кто напился?» И отвечают за нее сами.
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Дождик».
Дети повторяют: «Кап! Кап!» Педагог говорит: «Все рады веселому дождику, солнышку, теплу, все поют, все кричат: «Весна пришла!»
В конце прогулки проводится игра «Кто как кричит?».
 
«Дождь прошел, а гость остался»
 
Цель: познакомить детей с дождевым червяком; воспитывать бережное отношение к нему.
 
Ход прогулки
 
В теплую погоду после дождя на асфальте появляются дождевые черви, которых тут же замечают дети, выйдя на прогулку. Воспитатель останавливает детей, объясняет: «Это дождевые червяки, они живут в земле, а встретить их можно в теплую погоду после дождя. Им некогда ходить в гости, они все время трудятся под землей, приносят много пользы растениям: и деревьям, и кустам, и траве, и цветам. Они прорывают в земле ходы, удобряют землю, и растениям легче и свободнее расти на такой земле: к их корням поступает и воздух, и вода. Без воды растения могут засохнуть. Червяки—друзья растений, значит, и наши друзья. А вот сейчас они выползли из земли, потому что прошел дождь, под землей много воды. Вот и решили они отдохнуть, погостить у нас.
Воспитатель бережно берет червяка лопаткой: «Здравствуйте, милый червячок. Мы очень рады вас видеть, познакомиться с вами. Правильно я говорю, дети?»
Воспитатель кладет червяка на стол. Взрослый обращается к детям с вопросами: «Какое тело у червяка — длинное или короткое? Есть ли у него ножки? (Нет, поэтому он ползает.) А голова (хвост)? Давайте понаблюдаем: в какую сторону он поползет, значит, там у него голова. А если насыпать земли, то, что будет? (Все смотрят, как червяк заползает в холмик земли.) Червяк привык жить в земле, там ему спокойно и хорошо. Давайте попрощаемся с гостем, опустим его на землю. Земля скоро просохнет, и червяки вернутся домой. А мы пойдем играть, но на червяков наступать не будет, договорились? Кто хочет, может осторожно палочкой перенести червячков на клумбу, под куст». (Желающие выполняют действия с помощью взрослого.)
Разворачивается самостоятельная деятельность детей. Педагог предлагает желающим детям поиграть в игру «Доктор Айболит». Играя вместе с детьми (в роли ведущего—доктора или посетителя), воспитатель демонстрирует предметы-заместители, образцы ролевого поведения (доктора или пациента), учит ролевому диалогу, цитирует отрывки из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
В конце прогулки по случаю выздоровления больных все начинают петь, танцевать, читать стихи.