Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Геометрические фигуры»


Цель: закрепить у детей понятия формы (круг, треугольник, квадрат), цвета (синий, зеленый, желтый, красный).
Задачи: закреплять умения детей различать и называть геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), различать и называть цвета (синий, красный, зеленый, желтый), умения объединять в группы по одинаковым свойствам (форма и цвет); продолжать развивать связную речь детей, умение давать полные ответы на вопросы, обогащать словарный запас, развивать логику, внимание, воспитывать любознательность, интерес к математике, доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: изучение с детьми геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), изучение цветов (синий, красный, зеленый, желтый), обучение детей умению объединять фигуры по их свойствам с помощью дидактических игр «Коврики», «Разноцветные клубочки», с помощью экспериментальной деятельности «Почему клубочки кататься?», изучение потешки «Как у нашего кота ...», разгадывание загадок про кошек о котов.
Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа, рассматривание, экспериментирование, исследование, ответы на вопросы, выполнение заданий.Оборудование и материалы: фотография с изображением кота Васьки, следы кота, звук мяуканья кота, игрушка кот, письмо, вырезанные из цветной бумаги фигуры (зеленый, синий красный, синий треугольник, желтый круг), столы для сбора «ковриков», костюм бабушки; коврики» — из пенки для творчества вырезаем прямоугольники формата А5 разного цвета (синий, желтый, зеленый, красный), на каждом вырезаем по три фигуры одинаковой формы, но разного размера (большой, средний, маленький); готовим четыре коробки разных цветов (синий, желтый, зеленый, красный), клубочки четырех цветов (по 5 штук каждого цвета).

Ход занятия (воспитатель собирает детей вокруг себя и вдруг слышит стук в дверь)
Воспитатель: Вы слышите? Кто-то к нам пришел в гости. Вы останьтесь здесь, а я посмотрю, кто пришел.
(воспитатель выходит за дверь и быстро одевает костюм бабушки и заходит в группу)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте знакомиться. Меня зовут Бабушка Ира. А вас?
(дети называют свои имена)
Воспитатель: Я к вам пришла потому, что у меня пропал мой Васька. А вы хотите узнать кто такой Васька?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте загадку:
Этот зверь живет лишь дома
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится...
Угадали? Это — ... (кот).
Дети: Это кот.
Воспитатель: Правильно. Васька — это кот. У меня есть его фотография. Вот, посмотрите и скажите мне, какой он.
(дети рассматривают фотографию и описывают кота)
Воспитатель: Давайте расскажем, какой у меня кот (читает потешку):
Как у нашего кота Шубка очень хороша,
Как у котика усы Удивительной красы,
Глазки — смелые,
Зубки — белые.
Воспитатель: А вы знаете ребята, мне без Васьки плохо. Мышей не кому ловить. А мыши все мои коврики погрызли. Я заплатки сделала, а пришить их не успела. Вы мне поможете? А вы знаете, какой формы заплатки я сделала?
(воспитатель показывает разные формы и просит детей их назвать, затем проводится дидактическая игра «Коврики»: воспитатель раздает коврики каждому ребенку и на середину стола кладет заплатки. Задача детей каждой детали найти свое место по форме и по цвету. Пока дети заняты игрой, воспитатель кладет на пол возле двери, ведущей в спальню, следы кота. Когда дети закончили работу, воспитатель благодарит детей за помощь и включает звук мяуканья кота)
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы. Спасибо вам, большое. Я заберу коврики и буду любоваться ими дома. Ой, а вы не слышите? Мне кажется, что я слышу голос Васьки. Ребята, посмотрите, что я нашла. Что это?
(дети находят следы кота)
Воспитатель: Правильно. Это следы Васьки. Может быть, он спрятался там? Давайте посмотрим.
(воспитатель вместе с детьми заходят в спальню и обнаруживают четыре коробки разного цвета и клубки на коврике, читает стихотворение)
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатиться,
За него котенок схватиться.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
Воспитатель: Ну конечно, Васька точно здесь был. Вот они мои клубочки. А я их потеряла. Ребята, скажите, а клубочки какой формы?
Дети:Круглые
Воспитатель: А круглые формы, что умеют делать?
Дети: Кататься.
Воспитатель: А давайте проверим, действительно ли они у нас круглые.
(воспитатель предлагает покатать клубочки)
Воспитатель: Ну что, катятся клубочки?
Дети - Да.
Воспитатель: Значит, клубочки у нас действительно круглые. Ну, Васька, ну, проказник! Поиграл с клубками и все перепутал. Ребята, мне нужна ваша помощь. Мне нужно разложить клубочки в коробки соответствующего цвета: синие клубки в синие коробки, красные — в красные, желтые — в желтые, зеленые — в зеленые.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Посмотрите, вы еще один клубок забыли.
(из-под кровати торчит кончик белой нитки. Там спрятан кот. У него на лапах лежит клубок. Дети обнаруживают кота)
Воспитатель: Вот он куда спрятался.
(берет кота на руки, гладит его, предлагает детям погладить. Затем воспитатель вместе с детьми возвращаются в группу. Бабушка благодарит детей за помощь. Прощается с ними. Уходит)
Воспитатель: Спасибо вам, мои дорогие ребята. Пойдем мы с Васькой домой. Васька будет мышей ловить, а я — носки вязать. Мы как придем домой отправим вам письмо. До свидания!
(заходит воспитатель без костюма, в руке письмо)
Воспитатель: Ну что, ребята, никого я не нашла. Вот только письмо увидела и принесла вам. Давайте его прочитаем.
(усаживает детей на ковер, читает письмо, дети выполняют задания в письме)
Воспитатель: Давайте выполним задания бабушки:
1. Отгадайте загадки:
Говорила мама Боре:
— Не пойдем сейчас — опасно!
Потому, что в светофоре.
Не зеленый свет, а ... (красный)
2.Спрятан этот цвет в листочках
 И в гороховых стручках.
Даже огурец соленый
Тоже летом был ... (зеленый)
3. Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура.
 Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг,
Ну, конечно, это ... (круг)
4. Я фигура хоть куда
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны.
 И четыре стороны.
Кубик — мой любимый брат,
Потому что я ... (квадрат)