Одной из задач, которые призваны решать педагоги учреждения, является формирования у детей предпосылок успешного овладения письменной речью:

- развитой слуховой функции (умения дифференцировать звуки, владеть простым звуковым анализом и синтезом слов);

-достаточного уровня сформированности зрительно-пространственных представлений (умения различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине; определять расположение предметов и геометрических фигур в пространстве и по отношению друг к другу);

- полноценной устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем);

- развитой мелкой моторики рук.

            Огромную роль в своевременном формировании предпосылок овладения письменной речью играет организация предметно-развивающей среды в детском саду. Существует специальные пособия, которые используются в разных видах деятельности. Они позволяют педагогу эффективно использовать пространство групповой комнаты. Наглядный материал  пособий постоянно меняется, дополняется и подбирается к разным лексико-грамматическим темам. Их можно использовать как для детей раннего возраста, так и для старших дошкольников. Дидактические пособия включают игровую, познавательную и творческую активность детей, способствуют общению и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивают двигательную активность, безопасны в использовании. Эти пособия можно разделить на три группа: настольные, настенные и напольные.

         К настольным группам относиться «Сенсорное панно». В период с 2 до 5 лет интенсивно развивается анализаторная система. В это время необходимо совершенствовать работу речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного анализаторов, обеспечивающих в дальнейшем овладение навыками письма, то есть предлагать детям упражняться на развитие зрительно-моторной координации, зрительного восприятия, на различие и узнавание предметов по форме, цвету и величине, на их соотнесение по этим признакам. «Сенсорное панно» изготовлено из четырех квадратов (полей) зеленного, красного, синего, белого цвета. Оно помогает закрепить представления о форме, цвете и величине. Для этого детей обучают таким практическим действиям, как прикладывание предметов к соответствующему контуру, выбор предметов по цветовому признаку.

            Работа с пособиями второй группы – настенными – направлена  на преодоление часто встречающейся проблемы нарушения фонематического и лексико-грамматического компонентов речи, а также на формирование навыков связной речи. Ко второй группе можно отнести такие панно как «Чудо – полянка», с его помощью (прикрепляя картинки на липучках на соответствующее место), дети быстрее запоминают материал новой темы или закрепляют старые темы; панно «Дерево», панно «Логоград» и так далее.

 

            К третьей группе пособий – напольных – относится дидактическая игра «Волшебные кармашки», которую размещают на деревянной ширме, служащей перегородкой предметного пространства в группе.