Консультация для родителей: «Методика работы с детьми 4 -5 лет конструированию из строительного материала»


Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной только ребенку. Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря нему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр. Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у детей наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости и умелости. 
Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс. Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые ребята получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые дети имеют возможность постоянно видеть.
Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию конструктивных способностей дошкольников. В процессе наблюдений нужно учить детей самостоятельно соотносить постройки и игрушки по величине; различать и называть призму, цилиндр, брусок; самостоятельно преобразовывать постройки с точки зрения их ширины; устанавливать зависимость устойчивости деталей от их расположения на плоскости; планировать свою работу.
Большое внимание следует уделять развитию умения оценивать эстетические качества предметов: активно знакомить детей с конструируемыми объектами; рассматривать архитектурные сооружения, машины и пр., используя при этом все виды визуальной информации. Дети продолжают учить конструировать по образцу построек взрослых, преобразовывать образцы по определенным условиям, и наконец, приобщают к конструированию по условиям – детям не предлагается образец, а дается ряд условий, которым должна соответствовать конструкция.
Обучая детей планированию деятельности, важно обсуждать с ними этапы строительства, способы построения, а если конструирование совместное, то и возможность объединения построек единым сюжетом, для того чтобы вместе играть с ними. Важно научить ребят делать анализ построек, конструкции, элементарных чертежей. Главное, чтобы они усвоили при этом определенный способ: сначала воспринимать сооружение в целом, потом выделять его части, рассказывать о каждой части: из чего построено, как установлены детали по отношению к поверхности и друг к другу; в конце рассматривания снова обращать внимание на целое сооружение.
Для успешной работы с детьми необходимы игровые приемы – сказочность, загадочность, сюрпризность, яркая мотивация деятельности. Интерес к деятельности повышается и при использовании стихотворения.
Таким образом, к концу года у детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах, формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах; совершенствуются конструктивные навыки, развиваются навыки пространственной ориентации; учатся мастерить элементарные игрушки оригами, упражняются в изготовлении поделок из бросового и природного материала.