Детское творчество является специфической
деятельностью, свойственной только ребенку. Конструирование как вид детского
творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря
нему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами,
выкройками, эскизами. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных
материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного,
бросового материала и пр. Основное внимание при организации конструирования и
ручного труда уделяется развитию у детей наблюдательности, любознательности,
сообразительности, находчивости, усидчивости и умелости.
Методика конструирования и
художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной
деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный
процесс. Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и
ручной труд основываются на впечатлениях, которые ребята получают в процессе
воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с
разнообразными строениями, которые дети имеют возможность постоянно видеть.
Правильное руководство детской
деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести
целенаправленную работу по развитию конструктивных способностей дошкольников. В
процессе наблюдений нужно учить детей самостоятельно соотносить постройки и
игрушки по величине; различать и называть призму, цилиндр, брусок; самостоятельно
преобразовывать постройки с точки зрения их ширины; устанавливать зависимость
устойчивости деталей от их расположения на плоскости; планировать свою работу.
Большое внимание следует уделять
развитию умения оценивать эстетические качества предметов: активно знакомить
детей с конструируемыми объектами; рассматривать архитектурные сооружения,
машины и пр., используя при этом все виды визуальной информации. Дети
продолжают учить конструировать по образцу построек взрослых, преобразовывать
образцы по определенным условиям, и наконец, приобщают к конструированию по
условиям – детям не предлагается образец, а дается ряд условий, которым должна
соответствовать конструкция.
Обучая детей планированию деятельности, важно
обсуждать с ними этапы строительства, способы построения, а если
конструирование совместное, то и возможность объединения построек единым
сюжетом, для того чтобы вместе играть с ними. Важно научить ребят делать анализ
построек, конструкции, элементарных чертежей. Главное, чтобы они усвоили при
этом определенный способ: сначала воспринимать сооружение в целом, потом
выделять его части, рассказывать о каждой части: из чего построено, как
установлены детали по отношению к поверхности и друг к другу; в конце
рассматривания снова обращать внимание на целое сооружение.
Для успешной работы с детьми необходимы игровые
приемы – сказочность, загадочность, сюрпризность, яркая мотивация деятельности.
Интерес к деятельности повышается и при использовании стихотворения.
Таким образом, к концу года у детей расширяются
знания и представления о конструируемых объектах, формируются представления о
строительных деталях, их названиях и свойствах; совершенствуются конструктивные
навыки, развиваются навыки пространственной ориентации; учатся мастерить
элементарные игрушки оригами, упражняются в изготовлении поделок из бросового и
природного материала.