Консультация  на тему: «Проблемы дошкольного образования»
 
Проблема качества образования является наиболее дискуссионной в теории и практике дошкольной педагогики. Пособий по управлению качеством дошкольного образования крайне мало, в литературе по менеджменту школы даются малоэффективные для дошкольного образования рекомендации. В связи  с этим на протяжении нескольких лет были проведены опросы, в которых старались изучить представления самих дошкольных работников о качестве и результатах своей работы. Из общего числа опрошенных воспитателей 49% считают, что результатом их образовательной работы с детьми является всестороннее, гармоничное развитие ребенка; 18% определяют результат образования в дошкольном учреждении как готовность ребенка к школе; 15% считают, что результатом образования дошкольника являются конкретные знания, умения и навыки; 2% связывают результаты работы с выполнением образовательной программы и еще 2% называют итогом своей работы результаты диагностики; в 14% случаев воспитатели затруднились ответить на поставленный вопрос. С определением качества дошкольного образования дела обстоят еще сложнее. Здесь затруднились ответить на вопрос 40% воспитателей. Все это лишний раз подтверждает необходимость уточнения понятий и детальной разработки проблемы качества дошкольного образования.
На сегодняшний день  нет единства в определении критериев, показателей качества дошкольного образования. С точки зрения современных научных подходов, оно характеризуется через совокупность критериев — качество условий, качество образовательного процесса и качество результатов этого процесса. К результатам дошкольного образования традиционно относят:
1.Показатели личностного развита такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т. д.
2.Уровень готовности ребенка к школе, что является основанием преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования.
3.Знания, умения и навыки, полученные ребенком в рамках образовательной программы.
В середине 1990-х годов Министерством образования РФ был предложен так называемой временный  стандарт дошкольного образования, в котором сформулированы требования к психолого-педагогическим условиям развития ребенка в ДОУ.
Потребности общества в дошкольном образовании отражает соответствующая политика государства.
Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами — от места жительства семьи до уровня ее материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего» дошкольного образования. Одних устраивает питание, присмотр и наличие каких-либо занятий с детьми. Другим необходимы особые условия, определенный перечень занятий и даже объем знаний, которыми должен овладеть ребенок. Но всем родителям без исключения хочется иметь как можно меньше проблем при переходе ребенка к следующей ступени образования, хочется, чтобы ребенок был подготовлен к обучению в школе. То есть родителям нужно видеть конкретные результаты образовательной работы ДОУ с детьми.
Потребности школы, учителей в образовании ребенка до школы вызывают особые проблемы. В последние годы образовался огромный разрыв между требованиями школы к уровню готовности ребенка к обучению и предлагаемыми услугами детского сада. Причем этот разрыв характерен в первую очередь для городских образовательных учреждений.
Безусловно, учитель вправе рассчитывать, что выпускник государственного (муниципального) дошкольного образовательного учреждения придет в школу с наличием хотя бы минимальных базовых навыков и умений, которые позволят ребенку самостоятельно включаться в учебную деятельность при классно-урочной системе ее организации. Таким образом, готовность ребенка к школе необходимо рассматривать как результат образовательной работы с ребенком, а показатели готовности к школе как составляющую образовательного стандарта.
Вообще, при разном понимании стандарта образования мы рискуем никогда не договориться со школой по поводу преемственности. Как следствие, мы уже сегодня наблюдаем чрезвычайно озабоченных родителей, которые заняты поиском репетиторов, подготовительных классов, школ развития и прочих структур, призванных восполнить недостаток знаний, умений и навыков у ребенка перед поступлением в школу. И при этом никого не интересует суммарный объем учебной нагрузки дошкольника.
Требования школы к первокласснику (в настоящее время — шестилетнему дошкольнику!) невероятно возросли. Хотя с переходом на четырехлетнее обучение можно было бы ожидать снижения «планки». Понятно, что эти завышенные требования к ребенку не всегда оправданны, а порой и просто вредны. У большинства детей наблюдаются признаки сильно выраженного утомления, ухудшение эмоционального состояния, невротизация; сокращается время двигательной активности, продолжительности дневного сна, игровой деятельности. Исследования лаборатории гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН показали, что значительная доля — свыше 41% детей 6—7 лет — функционально не готовы к обучению в школе, причем большую часть среди них составляют мальчики (48,6% против 28,6% девочек). Несоответствие условий обучения и учебной нагрузки возрастным возможностям ведет к резкому ухудшению состояния здоровья дошкольников. Врачи отмечают, что уже в дошкольном возрасте у 15—20% детей наблюдаются хронические заболевания. Количество заболеваний в первом классе увеличивается в два раза. У большинства шестилеток отсутствует «внутренняя позиция школьника», не сформирована учебная мотивация, а от них требуется произвольное поведение для выполнения заданий, не вызывающих у них интереса. Шестилетний ребенок по своим психологическим и физиологическим показателям остается дошкольником, следовательно, необходима специальная подготовка педагогов, работающих с такими детьми. Нет сомнения в том, что массовые школы в большинстве своем не готовы к обучению шестилетних детей. В них отсутствует соответствующая предметно-развивающая среда, необходимая для детей этого возраста. В связи с этим не могут не тревожить новые проекты «рекрутирования» 6-летних (и даже 5-летних!) детей в школы. Принципиально важным становится вопрос, каким образом будет осуществляться новая идея об обязательности образования с пяти лет. Будет ли узаконено дошкольное образование как обязательное для всех детей, начиная с пятилетних? Или это будет неоправданно раннее школьное обучение, что еще более обострит проблему здоровья ребенка - дошкольника?!
Таким образом, одна из ключевых задач в решении проблемы качества дошкольного образования заключается в разработке соответствующего стандарта результатов. При этом с учетом возрастных особенностей дошкольников можно полагать возможным одновременное наличие стандарта условий осуществления образовательного процесса как государственных гарантий охраны физического и психического здоровья ребенка в образовательных учреждениях.