- Гимнастики для детей
- admin
- Комментариев: 0
- Просмотров: 9026
- 6-08-2019, 08:00
Картотека дыхательных
упражнений
для старшей группы
Дыхательная
гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования
здоровья детей дошкольного возраста.
«Ушки»
Покачивая
головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными,
но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить,
чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением
мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
«Послушаем своё дыхание»
Цель: учить
детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину,
частоту и по этим признакам – состояние организма.
И.
п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища
расслаблены.
В
полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
куда
попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
какая
часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная
клетка, плечи или все части – волнообразно);
какое
дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
какова
частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым
интервалом(автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.
«Косарь». Дети стоят, ноги на ширине плеч,
руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в
исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки
через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют
вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое
упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь
идёт косить жнивьё:
Зу-зу,
зу-зу, зу-зу.
Идём
со мной косить вдвоём:
Замах
направо, а потом
Налево
мы махнём.
И
так мы справимся с жнивьём.
Зу-зу,
зу-зу вдвоём
«Радуга, обними меня»
Цель: та
же.
И.
п. : стоя или в движении.
Сделать
полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать
дыхание на 3-4 с.
Растягивая
губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и
грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как
бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
«Ёж». Дети ложатся на спину (на
ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде
педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:
Вот
свернулся ёж в клубок,
Потому
что он продрог.
Дети
руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный,
глубокий выдох при чтении стиха:
Лучик
ёжика коснулся,
Ёжик
сладко потянулся.
Дети
принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими,
вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всё
упражнение повторить 4-6 раз.
«Подыши одной ноздрёй»
Цель: учить
детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных
путей.
И.
п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
Правую
ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий
продолжительный вдох(последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
Как
только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным
пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с
максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх,
чтобы в животе образовалось «ямка».
3-4.
То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).
Цель: учить
детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней
части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.
и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза
закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе
ладони.
Выдохнуть
спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
Медленный
плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и
раздувается, как круглый шар.
Медленный,
плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
«Пускаем мыльные пузыри».
При
наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
Поднять
голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные
пузыри.
Не
опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
Выдох
спокойный через нос с опущенной головой.
Повторить 3-5 раз.
«На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую
палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на
носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением
звука «ф-ф-ф».
Повторить 3-4 раза
«Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох
через нос с произношением зука «м-м-м».
Повторять 1, 5-2 мин.
«Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдох –
руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного
звука «гу-у-у».
Повторять 1-2 мин.
«Инопланетяне»
Цель: та
же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Разница
в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И.
п. : 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.
Упражнение
выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются,
напрягаются».
Спокойно
выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Медленно
и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.
Задержать
дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая)».
Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
«Каша
кипит». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди.
Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и
втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».
Повторить 1-5 раз.
«Партизаны». Стоя, палка (ружьё) в
руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с
произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».
Повторять 1, 5 мин.
«Дом маленький, дом
большой». Дети
стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с
произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться,
встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки –
вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл
домой, да и крошка заинька».
Повторить
4-6 раз:
У
медведя дом большой,
А
у зайки – маленький.
Мишка
наш пошёл домой
Да
и крошка заинька
«Трубач». Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и
как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:
Тру-ру-ру,
бу-бу-бу!
Подудим
в свою трубу
Выдох
произвольный.
Повторить 3-6 раз.
Примечание.
При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Ходьба. Встать прямо, голову не опускать,
ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута.
Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на
наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по
залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит
стихи, направляя ими детей на нужные движения:
Мы
проверили осанку
И
свели лопатки.
Мы
походим на носках,
Мы
идём на пятках,
Мы
идём, как все ребята,
И
как мишка косолапый
«Дышим тихо, спокойно и
плавно»
Цель: учить
детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и
эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на
нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.
п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки).
Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный
вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и
сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить
5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже
подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
«Язык «трубкой».
Губы
сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить
«трубкой».
Медленно
втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и
рёбра грудной клетки.
Закончив
вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся
груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через
нос.
Повторить
4-8 раз.
«Ёжик».
Поворот
головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох
носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей
носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается).
Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
«Летят мячи».
Стоя,
руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе
длительное «ух-х-х».
Повторять
5-6 раз.
«Маятник». Стоя, ноги расставлены на ширину
плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять
туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с
произношением звука «ту-у-у-у-х-х».
Повторить 3-4
наклона в каждую сторону.
«Самолёт».
Дети
стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох.
Сделать поворот в сторону, произнося «жжж...» - выдох; стать прямо, опустить
руки – пауза.
Повторить
2-4 раза в каждую сторону:
Расправил
крылья самолёт,
Приготовились
в полёт.
Я
направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я
налево погляжу:
Жу-жу-жу
«Губы «трубкой».
Полный
выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.
Губы
сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.
Сделать
глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
Пауза
в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос
плавно и медленно.
Повторить 4-6 раз.
«Подуем на плечо».
Дети
стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать
губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо –
выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову,
подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох.
Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы,
сложенные трубочкой.
Повторить
2-3 раза:
Подуем
на плечо,
Подуем
на другое.
Нас
солнце горячо
Пекло
дневной порой.
Подуем
на живот,
Как
трубка станет рот.
Ну
а теперь на облака
И
остановимся пока.
Потом
повторим всё опять:
Раз,
два и три, четыре, пять
«Воздушный шар поднимается
вверх» (верхнее дыхание)
Цель: учить
детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая
вентиляцию верхних отделов лёгких.
И.
п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать
внимание на них и плечах.
Выполнение
вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Повторить 4-8 раз.
«Насос».
Дети
стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево.
Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс...», выпрямляясь – вдох.
Повторять
4-6 раз:
Это
очень просто –
Покачай
насос ты.
Направо,
налёг...
Руками
скользя,
Назад
и вперёд
Наклоняться
нельзя.
Это
очень просто –
Покачай
насос ты
«Регулировщик».
Стоя,
ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в
сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и
произношением звука «р-р-р».
Повторить 4-5 раз.