Пальчиковая гимнастика
для старшего дошкольного возраста
 
Пальчиковая гимнастика полезна для детей с  разного возраста. С самого рождения родители могут выполнять элементарные упражнения, поглаживая и массируя пальчики своего малыша. Для шестимесячных детей существуют комплексы пальчиковой гимнастики, которые позволяют развить мелкую моторику. Также, пальчиковая гимнастика применяется для дошкольников и школьников, чтобы дать отдых рукам, когда дети учатся писать
 
 
Карточка № 1 «ПТИЧКИ»
Эта птичка – соловей,                      (Загибают пальцы на обеих руках.)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан.       (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам.         (Машут обеими руками, как крыльями.)
 
Карточка № 2 «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
 
У лисы в лесу глухом                   (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,          (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
 
Карточка № 3  «АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин.                      (Дети «разламывают» апельсин.)
Много нас,                                                     (Показывают 10 пальцев.)
А он один.                                                           (Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа.                        (Загибают пальцы левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура.          (Бросательное движение правой ру­кой.)
Он сердит на нас —                            (Сжимают кулаки и прижимают
Беда!!!                                                                                     их к груди.)
Разбегайтесь —                                      («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!
 
Карточка № 4  «НАША КВАРТИРА»
В нашей комнате — столовой —          (На каждое название пред­мета
Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ,                      мебели дети загибают
СТУЛЬЯ — спинки все резные,                                по одному пальчику.)
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате доя взрослых — спальне —
Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,
Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ
С одеялами на вате
И березовый КОМОД,
Мама там белье берет.
А в гостиной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ — центр музыкальный.
 
Карточка № 5 «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,                                        (Плавные, волнообразные
Ветер листики считал:                                              движения ладонями.)
Вот дубовый,                                            (Загибают по одному пальчику
Вот кленовый                                                                      на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.    (Спокойно укладывают ладони на стол.)
 
Карточка № 6 «ГРИБЫ»
Топ-топ — пять шагов,                              (Дети «шагают» пальчиками)
В кузовочке пять грибов.                    (Показали 5 пальцев правой руки.)
Мухомор красный —                          (Загибают пальцы на одной руке.)
Гриб опасный.
А второй — лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело!
 
Карточка № 7 «ПОДАРКИ»
Дед Мороз принес подарки:   (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Буквари, альбомы, марки,                      (Загибают пальцы левой руки.)
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
 
Карточка № 8 «БОТИНКИ»
Неразлучные идем.                                               «шагают» по столу.)
По зеленым берегам,                            пальчику, начиная с большого.)
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать.                        (Укладывают ладони на стол.)
 
 
Карточка № 9  «ПОВАР»
Повар готовил обед,               (Ребром ладони дети стучат по столу.)
А тут отключили свет.
Повар леща берет                             (Загибают пальцы на левой руке.)
И опускает в компот
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень доволен он!                                                    (Разводят руками.)
 
Карточка № 10 «МАШИНА КАША»
Маша кашей всех кормила.        руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку,                                  (Загибают пальцы левой руки.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,                                               (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала.                        (Сдувают «крошку» с ладошки.)
 
Карточка № 11 «ДРОЗД - ДРОЗДОК»
Дружок ты мой, дрозд,                                   (Дети машут сложенными
В крапинку хвост,                                               ладонями как крыльями.)
Носик — остренький,                             (Загибают по одному пальчику
Бочок — пестренький,                         обеих руках, начиная с большого.)
Перья — тонкие,
Песни — звонкие.
Весной распеваются,                    (Снова машут, сложенными накрест                
Зимой забываются.                                                                   ладонями.)
 
Карточка № 12 «АКУЛА»
Приплывали две севрюги,             (Двумя ладонями дети изображают,
как плывут севрюги.)
У них спины словно дуги.                           (Выгибают ладони тыльной
стороной вверх.)
Налетали с двух сторон.                                (Изображают, как севрюги
плывут на­встречу друг другу.)
Ты, акула, выйди вон.                  (Делают толчок ладонями от груди.)
 
Карточка № 13 «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
- Где обедал, воробей?                                  (Дети машут ладош­ками.)
- В зоопарке у зверей.                                     (Ладошками изображают
раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва                              (На каждое название животного
За решеткою у льва.                                 заги­бают по одному пальчику
Подкрепился у лисицы,                                         поочередно  на левой,
У моржа попил водицы.                                        затем на правой руке.)
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.                           (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)
 
Карточка № 14 «ВЕСНА»
 
Иди, весна, иди, красна,               (Дети пальчиками «идут» по столу.)
Принеси ржаной колосок,                  (Загибают по одному пальчику на
Овсяный снопок,                                    обеих руках, начиная с мизинца).
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
 
Карточка №15 «ШКОЛА»
В школу осенью пойду.           (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду,                        (Загибают по одному пальчику.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду.                                      (Грозят указательным пальчиком пра­вой руки.)