Картотека
бесед в средней группе по ФГОС Беседа
- это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по
определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. «Дорожная азбука» Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: проезжая часть улицы для движения
машин, а тротуар для пешеходов. Убедить детей в необходимости соблюдать их - не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на
детской площадке. Продолжать закреплять
знания детей о назначении светофора;
учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,
информационно-указательные), предназначенные для пешеходов. Формировать умение
самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. «Полосатая зебра» Цель: расширять у детей знания правил дорожного движения
(улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах,
напомнить о значении знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном
знаке «Движение пешеходов запрещено». Формировать устойчивые навыки осознанного, безопасного
поведения на улицах и дорогах города. Учить детей применять свои знания на практике. Развивать внимание, навыки
ориентировки в пространстве. «Планета Земля в
опасности» Цель: способствовать формированию представлений детей о том,
что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой
– океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут
люди). Способствовать обобщению знаний о
том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая
вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать
любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее. «Москва – столица
нашего Отечества» Цель: дать детям
представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести
к пониманию того, что это главный
город нашей Родины, столица. Воспитывать
уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего
народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать
знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой
народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине,
вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского
народа.«День знаний» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике
- День Знаний, 1 сентября. Объяснить
детям, что этот праздник – начало учебного года ни только в школах, но и в
детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя,
воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ).
Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать
стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать
уважение к труду сотрудников детского сада. «День матери» Цель: закреплять знание детей об общественном празднике
«День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать
теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты,
уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать
положительные эмоции. «Новый год» Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и
традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с
историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки.
Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории
России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному
творчеству. Развивать умение поддерживать беседу. «Крещение» Цель: объяснить детям
смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь. Формировать чувства патриотизма и уважения к
прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения,
принятия православия, развивать способность воспринимать, анализировать
литературные произведения, умение выражать свои чувства. «Масленица» Цель: продолжать
знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным
праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать
чувство уважения к народным традициям русской культуры. «Наша Армия» Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые
представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с
военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию.
Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов. «8 марта» Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и
развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное,
нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение
ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить
знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей
положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника.
Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку
зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. «Первый космонавт» Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина,
его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании,
использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира.
Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать
чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. «День Победы» Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с
защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину
русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей,
способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к
ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них. «Пасха» Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями,
новыми словами и их значением; с
православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и
другими атрибутами праздника. Обогащать словарный запас детей; воспитывать
уважение к традициям русского народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность
изделий народного творчества. «Родина наша» Цель: продолжать
знакомство детей с историей родного края
в годы войны 1941-1945 гг. Воспитывать бережное отношение к народной памяти,
чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать осознание сути понятия Родина как места, где
человек родился. Воспитание любви к Родине, интереса к её героической истории;
формирование чувства гордости за воинов – защитников. «Казаки – защитники
Отечества» Цель: Формировать у
детей интерес к героическому прошлому и
настоящему своего Отечества. Формировать качества, необходимые будущим
защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше
узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову.
Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного
творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть
защитником своей Родины. «Витамины укрепляют организм» Цель: продолжать
закреплять знания детей пользе витаминов
для нашего организма. Познакомить с
понятием «витамины группы «А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания
детей о необходимости наличия витаминов
в организме человека, о пользе
продуктов, в которых содержатся витамины. Воспитывать желание быть здоровыми. «Режим дня: для чего он нужен?» Цель: формировать у детей навыки здорового образа жизни,
связанные с режимом дня; умение выполнять действия, соответствующие режиму дня
(зарядка, гигиенические процедуры, прогулка). Воспитывать любовь к занятиям
физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни. «Чистота-залог здоровья» Цель: воспитывать у
детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере
загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться
расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться,
прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены,
понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам
эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность
человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания
культурно-гигиенических правил. «Опасные предметы дома» Цель: закреплять у детей представление об опасных для жизни
и здоровья предметах, о правилах пользования колющими, режущими предметами. Закрепить
знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички,
газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о
предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия,
лекарства, режуще-колющие инструменты). Формировать знания о том, что для
безопасности все предметы надо убирать на свои места. Закреплять знания о том,
что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». «Если ты гуляешь один» Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения
правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки
поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило - «Не трогать
на улице незнакомые предметы». «Никогда! Никуда! Ни за что не ходи с чужим
человеком! «Цветы» Цель: дать понятие, что такое цветок. Учить детей
классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных,
насекомых. Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов.
Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде местах произрастания. «Садовые цветы» Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием цветущих садовых растений. Дать понятие
о жизненном цикле растения. Содействовать формированию бережного отношения к
цветам, желанию заботится о растениях. «Комнатное растение» Цель: продолжать
закреплять у детей элементарные
представления о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья
зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания
названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.
Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в
горшке, протирать листья; делать все по необходимости. Познакомить детей со
способами размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями,
воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ,
разрезанными листьями). «Луговые цветы» Цель: познакомить с луговыми растениями (ромашкой,
колокольчиком, гвоздикой); учить называть их и узнавать по расцветке, форме
листьев, цветков, стеблю; пополнять словарь за счет слов, обозначающих название
растений и их признаки. Воспитывать бережное отношение к растениям луга.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Зимующие птицы» Цель: расширять представления детей о зимующих птицах. Учить
различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того,
что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о
корме, который можно использовать в подкормке птиц. Воспитывать интерес, и
бережное отношение к пернатым. «Перелетные птицы» Цель: формировать обобщенное представление о перелетных
птицах, учить различать по существенному признаку: возможность удовлетворения
потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц
(исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли), (ласточка, грач,
утка, скворец, цапля, журавль, кукушка, соловей, лебедь) на основе установления
связи между характером корма и возможности в его добывании. «Птицы» Цель: закрепить,
уточнить и обобщить знания детей о жизни птиц, о том, как птицы приспосабливаются
к зиме. Знать зимующих и перелетных птиц. Дать представление о некоторых
кочующих птицах, которые прилетают с севера и живут у нас до весны (щеглы,
снегири, свиристели, клест). Воспитывать бережное отношение к птицам, желание
их подкармливать. Развивать умение поддерживать беседу. «Береги природу» Цели: расширять представления детей о растительном и
животном мире, развивать умение наблюдать, анализировать, развивать логическое
мышление. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в
природе. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, любят
ее. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать добрые поступки. «Будь вежлив» Цель: воспитывать культуру общения мальчиков и девочек.
Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек, помогать им, а девочкам
благодарить мальчиков за оказанную услугу. Формировать у детей понимание того,
что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с
ответом товарища. «Наш детский сад –
большая семья» Цель: закреплять знания детей о сотрудниках детского сада, умение называть
их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать
скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться
к помощи и знакам внимания. «Страны дружбы» Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь
дружить»- умение вместе играть, делиться игрушками. Научить осмысливать и
оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти
мотивы существующим нормам поведения. Познакомить с пословицами и поговорками о
дружбе. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою
точку зрения, чётко отвечать на поставленные вопросы. Продолжать развивать
диалогическую речь. «Зима» Цель: систематизировать представления детей о зимних
явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха,
состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц. Учить замечать и давать
эстетическую оценку зимним пейзажам. Формировать поэтическое восприятие природы. Развивать
память, мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края. «Весна» Цель: обобщить и
расширить представления о весне, признаки наступления весны. Учить воспринимать
красоту природы, замечать выразительность образа, настроения. Воспитывать заботливое отношение к природе
родного края. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или
несогласие с ответом товарища. «Осень» Цель: расширять представления детей о характерных признаках
осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях,
происходящих осенью в жизни растений. Учить устанавливать связи между
продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием
пищи для животных. Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое
отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.«Лето» Цель: обобщить и систематизировать представление о лете, о
летних растениях и жизнедеятельности животных в это время года; уточнить
представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать
связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими
знаниями и воспоминаниями со сверстниками. «Насекомые» Цель: продолжать знакомить детей с насекомыми — бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки,
размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со
средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки,
соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать
логическое мышление. «О профессии пожарного» Цель: расширить и закрепить знания детей о профессии
пожарного. Активизировать интерес детей к различным профессиям. Закрепить
правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к людям мужественных и
героических профессий. «О профессии строителей» Цель: расширять представления о профессии строителей.
Обобщить знания о строительных профессиях; показать значимость профессии
строителей. Воспитывать уважительное отношение к человеку труда. Расширить
представление о том, что их труд - коллективный, что от добросовестной работы
одного человека зависит качество труда другого. «Почтальон» Цель: расширять представление детей о профессии почтальона,
о необходимости и пользе его труда. Расширять общую осведомленность об
окружающем мире, кругозор детей. Формировать у детей элементарный опыт
профессиональных действий. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно
для других отвечать на вопросы и
задавать их. «Знакомство с
творчеством художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова» Цель: дать представление о творчестве Ю. Васнецова,
формировать к нему интерес. Показать, как художник с помощью средств
выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные эмоциональные
состояния и настроение героев. Воспитывать уважение к труду художников,
стремление понять красоту, поэтичность, декоративность создаваемых ими образов. «Дикие животные
Севера» Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом диких
животных. Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть,
поэтому им тепло и в лютый мороз. Рассказать детям о повадках животных Севера,
и чем они питаются. Прививать любовь к животным. «Домашние животные» Цель: закрепить понятие «домашние животные». Учить
составлять описательные рассказы о домашних животных, используя модели.
Развивать творческое воображение. Развивать логическое мышление детей,
воспитывать доброе и чуткое отношение к животным. «Народная культура и
традиции» Цель: продолжать
знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно
прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных
игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Способствовать
формированию у детей устойчивого
интереса к народному творчеству и искусству. Формировать уважение к труду и
таланту мастеров. Воспитывать чувства
причастности детей к наследию прошлого. «Мой любимый детский
сад» Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду,
доброжелательное отношение к
сверстникам. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, умение называть
их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать
скромность, уважение.«Наша Родина-Россия» Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, познакомить с
Государственными символами России, продолжать знакомить детей с родным краем.
Воспитывать у детей чувства патриотизма,
уважения к своей Родине. «Мои любимые игрушки» Цель: Закреплять у
детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Учить употреблять
существительные с обобщающим значением. Формировать привычку детей класть игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам,
взаимопомощь, желание трудиться. Продолжаем учить детей отвечать на вопросы
развёрнутым ответом, не перебивая друг друга; высказывать свою точку зрения,
обосновывать её. «Театр» Цель: формировать у детей интерес к театру. Расширить знание детей о театре, как о разновидности
искусства. Продолжать знакомить с
театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример). Привить детям первичные навыки в области
театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение).
Развивать умение детей поддерживать беседу. «Умеешь ли ты
обращаться с животными» Цель: дать детям знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными
и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных. Предложить детям запомнить правила: 1. Не убегай никогда от собаки. Она может принять тебя за
дичь и поохотиться. 2. Если хочешь погладить собаку, спроси разрешения у
хозяина. Гладь ее осторожно, не делай резких движений. 3.Не корми чужих собак и не трогай их во время еды и во
время сна. 4.Не подходи к собаке, сидящей на привязи. 5. Не подходи к собакам охранных пород. Их часто учат
бросаться на людей, подошедших близко. 6. Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым
собака играет. 7. Кошки тоже могут быть опасны. Они могут вас сильно
поцарапать и искусать.