После игр и занятий, связанных с умственной
работой, сидением в малоподвижной позе, ребенок нуждается в движении. Самым
благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации
потребности детей в движении является прогулка. Ребенок дошкольного возраста
должен гулять (даже в холодное время года) ежедневно до 4 – 5 часов в день.
Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. Прогулка 1 Наблюдение за проезжающим транспортом Цели: — закреплять названия частей машины
(кузов, кабина, колеса, руль); — отмечать большое разнообразие машин, их
назначение; — воспитывать уважение к труду. Ход наблюдения При выходе на прогулку обратить внимание
на продуктовуюмашину,
стоящую возле кухни, отметить ее основные части иназначение — привозит продукты в детский сад. Далеепонаблюдать за проезжающим автотранспортом. Машиныкакие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, ихназначение. Какие грузы перевозят грузовые
машины? Какиемашины
вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.)
А ещесуществуют
специальные машины. Предложить детям их назвать.(«Скорая», пожарная, милицейская, машина для поливки
улиц.)Рассказать
о их назначении. Спросить, у кого папа работаетводителем. На улице нашей машины, машины — Машины-малютки, машины большие. Спешат грузовые, фырчат грузовые,
Торопятся, мчатся, как будто живые. У каждой машины дела и заботы
Машинывыходят
с утра на работу. Трудовая деятельность Строительство автодороги из снега, игра с
машинками с соблюдением правил дорожного движения. Цель: учить работать сообща, помогать друг
другу. Подвижная игра: «Мы — шоферы». Цели: - закреплять знания о труде шофера; —учить ориентироваться на местности. Выносной материал Лопатки, ведерки, формочки, машинки. П р о г у л к а 2 Наблюдение «Следы на снегу» Цель: продолжать обучение в определении
следов наснегу:
детские, взрослые, следы птиц и животных. Ход наблюдения Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по
которому тыоставляешь
следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил,были здесь птички или зверьки. Рассмотреть вместе с
детьмина
участке следы, определить, чьи они. Предложить детямоставить свои следы на снегу, сравнить
следы взрослого иребенка. Трудовая деятельность Украшение участка снежными куличиками.
Цель: учитьплотно
набивать снегом форму, выбивать из нее снег,украшать снежные валы. Подвижные игры «Прыгуны». Цель: учить прыжкам на двух ногах с
продвижением вперед на 2-3 м. «Лиса в курятнике». Цель: упражнять в беге, умении действовать
по сигналувоспитателя. Выносной материал Лопатки, эмблемы для игр, формочки,
клеенки длякатания
с горки. Прогулка 3 Наблюдение за снегирем Цели: — закреплять знания детей о птичьих
повадках, их внешнемвиде; — вызывать желание заботиться о птицах. Ход наблюдения Выйти с детьми на прогулку, подойти к
рябине, показатьснегиря. От простуд он не страдает, не страшится
зимних вьюг И к зиме не улетает на далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды и пригорок и
пустырь, Рад красавец красногрудый — житель Севера — снегирь. Отметить, какой красивый снегирь. (Черная
головка, красная грудка.) Положить в кормушку ягоды рябины.Понаблюдать, как расправляется с ягодами:
выклевываетсемена,
а мякоть бросает на землю. Птицам зимой холодно иголодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать. Трудовая деятельность Расчистка территории от снега. Цель: учить работать сообща, помогать друг
другу. Подвижные игры «Найди нас». Цели: — закреплять названия объектов на участке; — учиться ориентироваться на местности. «Великаны — карлики». Цели: — улучшать технику ходьбы, добиваться
четкого широкого шага; — учиться ориентироваться в пространстве. Выносной материал Лопатки, формочки, совочки. Прогулка 4 Наблюдение за проезжей частью Цели: — закреплять знания о проезжей части
дороги — шоссе; — отмечать большое разнообразие машин, их
названия; — формировать представление о правилах
дорожного движения. Ход наблюдения Вместе с детьми совершить экскурсию к
проезжей частидороги
и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить,что детский сад и дома могут находиться
рядом с большойдорогой.
Это — шоссе. Как река, проспект широк, Здесь плывет
машин поток. Спросить детей, какие машины есть на
шоссе. Грузовые илегковые
— их назначение. Обратить внимание детей на то,что водители строго соблюдают правила дорожногодвижения. При гололеде машины
передвигаются медленно изсоображения
безопасности. Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место,
очистка дорожек научастке,
подкормка птиц. Цели: —приучать к чистоте и порядку; —закреплять умение трудиться в коллективе. Подвижные игры «Пятнашки». Цели: —упражнять в беге врассыпную; —учить ориентироваться в пространстве. «Дорожка препятствий». Цели: —учить согласовывать движения друг с
другом; —развивать глазомер. Выносной материал Лопатки, макет светофора, машинки, куклы. Прогулка 5 Наблюдение за
сосульками Цели: —познакомить с различными явлениями
природы; —показать разнообразие состояний воды в
окружающейсреде. Ход наблюдения Что растет вниз головой? (Сосулька.)
Обратить внимание,что
сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? Сюжной стороны снег подтаивает и стекает
капельками,сосульки
не успевают Упасть и замерзают. Вырастает сосулькав морозную погоду, а в теплую уменьшается.
Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда
капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков?
Откуда произошлослово
«капель»?Сосулька
— замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить посмотреть вокруг через
сосульку.Сели
дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.) Почему сосульки «растут» кончиком вниз?
Когда капелькастекает
по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, икончик становится тонким.Шаловливые
сосульки сели на карниз, Шаловливые сосульки посмотрели вниз. Надоело им свисать, стали капельки
бросать. Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап!
Дон-дон-дон!» Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега. Цель: учить работать сообща, помогать друг
другу. Подвижные игры «Брось дальше», «Подбрось и поймай». Цель: улучшать координацию движений. Выносной материал Лопатки, формочки, ведерки. Прогулка 6 Наблюдение за рябиной Цель: расширять знания о живой природе. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. • Что это за дерево? (Рябина.) • Дерево стоит какое? (Красивое, листья
опали, осталисьвисетьгроздья красных ягод.) • Какую пользу приносит рябина? (Ее
плодами зимойподкармливают
птиц.) Эти камушки, рубиновые И ягодки рябиновые На холмах и на равнинах Одевают кисти на рябинах. Трудовая деятельность Уборка мусора на участке. Цели: —приучать соблюдать чистоту и порядок на
участке; —побуждать оказывать помощь взрослым. Подвижные игры «Самолеты». Цели: —упражнять в беге, действиях по сигналу
воспитателя; —воспитывать ловкость. «Найди, где спрятано». Цели: —учить ориентироваться в пространстве; —воспитывать внимание. Выносной материал Мячи, машинки, ведерки, обручи, самокаты,
вожжи. П р о г у л к а 7 Приметы ранней весны Цели: —закреплять знания о времени года; —изучать приметы ранней весны. Ход наблюдения В солнечный мартовский день обратить
внимание наприметы
весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо,легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снегподтаивает, и появляются сосульки. Снег
стал рыхлым ивлажным
— из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу. Скоро-скоро быть теплу — Эту новость первой Барабанит по стеклу Серой лапкой верба. Надоела нам зима, уходи зима сама! В марте солнышко печет, в марте с крыш
вода течет, И расцвел подснежник в срок — самый первый
нашцветок. Добрый март, весь мир согрей, ты всех
месяцев милей! Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега на участке,
уборка снега наверанде. Цель: учить сгребать снег с помощью
лопаток в определенноеместо. Подвижные игры «Зайцы». Цель: закреплять навыки отталкивания при
прыжках на двух ногах. «Прыгни — повернись». Цель: учить быстро выполнять действия по
сигналу воспитателя. Выносной материал Лопатки, формочки, ведерки. Прогулка 8 Наблюдение за березой и елью Цели: — расширять представления детей о
деревьях; — воспитывать желание защищать и оберегать
природу. Ход наблюдения Тонкая березка, ростом невеличка, Словно у подростка, у нее косички! Деревце на славу за год подросло! До чего ж кудряво, до чего бело! Живет в лесу красавица, зеленая, колючая. Под Новый год нарядная к нам в комнату
войдет. Меня всегда в лесу найдешь, Пойдешь гулять и встретишь: Стою колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Трудовая деятельность Сгребание снега лопатами, расчистка
площадки для игр. Цели: — продолжать учить правильно, носить снег
дляпостройки; — формировать желание помогать товарищам ввыполнении
трудовых действий. Подвижные игры «Кто быстрее добежит до березы?». Цели: — учить бегать, не наталкиваясь друг на
друга; — быстро действовать по сигналу
воспитателя. «По ровненькой дорожке». Цели: — учить ходить по невысокому буму; — спрыгивать, сгибая ноги в коленках. Выносной материал Лопатки, носилки, скребки, формочки для снега,
санки. Прогулка 9 Наблюдение за природой Цель: при знакомстве с деревьями учитьпостепенно запоминать их, находитьотличительные признаки, называть отдельныечасти. Ход наблюдения Воспитатель задает детям загадку,
предлагаетответить
на вопросы. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. (Березы.) • Почему вы думаете, что это именно
березы? •Какого цвета ствол у березы? •Как свисают у березы веточки? •Какую пользу приносит береза? Трудовая деятельность Приведение в порядок участка. Цель: приучать к аккуратности. Подвижные игры «Догони пару». Цель: упражнять детей в быстром беге. «Снежки». Цель: упражнять в метании на дальность. Выносной материал Метелки, лопатки, скребки, санки, клеенки. Прогулка 10 Наблюдение за снегирями и свиристелями Цели: —углублять и пополнять знания о
жизни птиц в зимний период; —вызывать желание
заботиться о них. Ход наблюдения На деревьях появились красногрудые снегири
исвиристели. Они летают стаями. Таежные
жители,они неторопливо лущат семена ясеня, плоды рябины. Рассмотреть и найти различие в
птицах.(Самцы
у снегирей яркие, самочки серые, невзрачные.) Чернокрылый, ясногрудый И зимой найдет приют. Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут. Трудовая деятельность Постройка снежного вала. Цель: учить сгребать снег с помощью
лопаток в определенное место. Подвижные игры «Перелет птиц». Цели: —упражнять в лазанье;
—развивать двигательную активность. «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в
пространстве. Выносной материал Лопатки, метелки, ведерки, носилки. Прогулка 11 Наблюдение за деревьями в морозный день Цели: —расширять знания о растительном
мире; —воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения Подойти к вербе, елке. Объяснить детям,
что в морозные дни ветки кустов и деревьев оченьхрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать: не стучать лопатой по стволу, не наезжать
санками, неиграть
близко у ствола. Предложить детям посмотреть,есть ли зеленая травка под снегом? Раскопать снег. Напомнить, что если на ветках деревьев
много снега, его нужно стряхнуть, иначе ветки могут
обломиться. Под снегом спят кусты и сад, И пруд, и огород. Трудовая деятельность Постройка снежной горки для кукол. Цель: закреплять правильные навыки работы
с лопатками. Подвижные игры «Самолеты», «Кто дальше?». Цели: —упражнять детей в беге; —развивать
ловкость и выносливость. Выносной материал Лопатки, ведерки, куклы,
одетые по сезону, санки.