Картотека прогулок на лето в средней группе детского сада, часть 2


Карточка № 11 
Наблюдаем за солнцем: Цель — дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды. 
Наблюдение - Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? С детьми старших групп отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые. 
Художественное слово: 
Хорошо, что снова лето, 
Снова солнце высоко! Г. Ладонщиков 
Д/и «Составь предложение» — дети составляют предложение с предложенным словом. Цель — научить составлять предложения с заданным словом. 
Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Выложи узор» — потрогать, нагрелись ли камешки, песок и т.д. Выложить узор из камешков на песке. 
Труд Сбор природного материала. 
И/р по ФИЗО: Подбросить и поймать мяч. 
П/ и «Вышибало»Цель — тренироваться в бросании и ловле мяча. 
Карточка №12 
Наблюдаем за небом и облаками. Цель — разобрать понятие "облако", зависимость погоды от наличия облаков. 
Наблюдение: В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко, облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки. 
Художественное слово: 
Облака, 
Белогривые лошадки, 
Облака, 
Что вы мчитесь без оглядки? С. Козлов 
Дидактическая игра"Скажи ласково" — детям предлагается с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов образовать новые слова от предложенных воспитателем. Цель — научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Нарисуй на песке" — нарисовать на песке облака. 
Труд : Сбор крупного мусора на участке. 
И/р по ФИЗО: Спрыгивание с крыльца на двух ногах. 
П/ и "Попади в круг".Цель — развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании. 
Карточка № 13 
Наблюдаем за ветром: Цель — повторить понятие "ветер". Что происходит с деревьями в ветреную погоду. 
Наблюдение: Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.) 
Художественное слово: 
"Ветер, ветер! Ты могуч, 
Ты гоняешь стаи туч, 
Ты волнуешь сине море, 
Всюду веешь на просторе..." А. Пушкин 
Д/ и "Слоги" — дети составляют различные слоги. Цель — развивать быстроту реакции. Ветер носит листок (самолет), дети называют разные слоги до тех пор, пока лист не коснется земли. 
Труд: Сделать примитивный флюгер, самолет. 
И/р по ФИЗО: "Обгони ветер" — бег на ускорение. 
П/ и: 1. "Выше земли". Цель — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. 
2. "Жмурки". Цель — упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве. 
Карточка № 14 
Наблюдаем за дождем, грозой и радугой. Цель — закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. 
Наблюдение: Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце, спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный — ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. Понаблюдать за грозой, за ее приближением — небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром. Предупредить, что, если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя. 
Художественное слово: 
Первый гром прогремел, 
Туча пронеслась, 
Чистой влагой дождя 
Травка напилась. 
С. Дрожжын 
Д/ и "Хорошо — плохо" — дети рассуждают на заданную тему. Цель — развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества. 
Упражнения на развитие мелкой моторики рук 
"Капает дождь". Рисовать карандашом, мелом под приговорку. Вырабатывать единый ритм, темп, соотношение голоса с действием. 
Труд: Полить цветы в группе. 
И/р по ФИЗО: Упражнение на развитие координации движения с применением мешочков и стаканчиков. 
П/и"Платочек".Развивать ловкость, быстроту реакции. 
Карточка № 15 
Что цветет летом? Цель —повторить некоторые цветущие травянистые растения. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. 
Наблюдение: Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай. 
Художественное слово: 
Добрый день, ромашка, 
Белая рубашка, 
Желтая середочка, 
Листья — словно лодочка! 
Как прохладно в чаще еловой! 
Я цветы в охапке несу... 
Одуванчик белоголовый, 
Хорошо ли тебе в лесу? 
Е. Благинина 
Д/ и "Угадай по описанию" — воспитатель описывает растение, дети определяют. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. "Что где растет?" — воспитатель называет лесные растения и спрашивает детей, где они растут, затем луговые. Цель — закрепить знания детей о растениях леса и луга. 
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:"Составь цветок" — составить цветок на песке из разнообразных пробочек. 
Труд: Сбор природного материала. 
И/р по ФИЗО: Перешагивание через препятствия. 
П/и "Садовник и цветы".Цель — развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловушки, развивать ловкость, быстроту реакции. Ход игры. Дети-"цветы" находятся на одной стороне площадки, а водящий — "садовник" — на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: "Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок". Цветы отвечают: "Не хотим, чтоб нас срывали / И венки из нас сплетали. / Мы хотим в саду остаться, / Будут нами любоваться". С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а "садовник" старается поймать кого-нибудь. 
Карточка № 16 
Изучаем песок и почву: Цель — вспомнить свойства песка и почвы, их сходства и отличия. 
Наблюдение: Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы. 
Художественное слово: 
Пусть не сердятся родители, 
Что измажутся строители, Потому что тот, кто строит, 
Тот чего-нибудь да стоит! Б. Заходер 
Д/ и "Что я построю из песка" — дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель — научить составлять предложения на заданную тему. 
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Узнай на ощупь" — выложить на песке узор, дети на ощупь должны узнать его."Нарисуй пальчиком" — нарисовать на сыром песке любой рисунок. 
Труд: Рыхлить почву, копать песок. 
И/р по ФИЗО: Пройти по бордюру песочницы. 
П/и "Не оставайся на земле".Цель — развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. 
Карточка № 17 
Наблюдаем за водой: Цель — вспомнить с детьми об аккуратном обращении с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают. 
Наблюдение: Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Со старшими детьми определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут. 
Художественное слово: 
На закате дремлет пруд. 
По воде круги плывут — 
Это маленькие рыбки 
Разыгрались там и тут. 
Е. Стюарт 
Д/ и "Тонут — плавают". Цель — закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь."Какая вода?" — дети описывают воду. Цель — научить подбирать относительные прилагательные 
Упражнение на развитие мелкой моторики рук:"Игры с водой" — на прогулку выносится надувной бассейн или большая ванночка и набор игрушек для игр. Дети пускают кораблики, переливают воду в сосуды, купают кукол и т. п. 
Труд :Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве. 
И/р по ФИЗО: Пройтись босыми ножками по влажной траве и теплому песку. 
П/и: "Море волнуется".Цель — развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ. 
Карточка № 18 
Наблюдаем за насекомыми: Цель —закрепить знания о насекомых, их образом жизни, условиями для жизни. 
Наблюдение: Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности? 
Художественное слово: 
У тропинки под рябиной 
Сеть раскинул паучок, 
Нить прозрачной паутины 
Намотал на кулачок. 
Если муха прилетит — 
Паутина задрожит, 
И охотник из засады 
За добычей прибежит... 
Е. Стюарт 
На вид, конечно, мелковаты, 
Но все, что можно, тащат в дом. 
Ребята наши — муравьята, 
Вся жизнь их связана с трудом. 
Д/ и ""Звукоподражание" — воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдельных звуков. "Угадай по описанию" — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. 
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Построй муравейник" — построить из сухих травинок. 
Труд: Построить муравейник. 
И/р по ФИЗО: Ползание по бревну. 
П/и: 1. "Змейка". Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия. 
Карточка № 19 
Наблюдаем за птицами: Цель — продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков. 
Наблюдение: Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. 
Художественное слово: 
В лесу над росистой поляной 
Кукушка встречает рассвет. 
В тиши ее голос стеклянный 
Звучит как вопрос и ответ. С. Маршак 
Д/ и "Угадай по описанию" — воспитатель описывает птиц, дети угадывают. Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия. "Звукоподражание" — воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдельных звуков. 
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Выложить из камешков" — выложить из камешков скворечник и птицу. 
Труд: . Подмести участок. 
И/р по ФИЗО: Прыжки через скакалку, резинку. 
П/и: "Веселый воробей".Цель — научить выполнять движения по тексту игры. 
Карточка № 20 
Наблюдаем за лягушкой: Цель —вспомнить внешний вид лягушки, ее движения. 
Наблюдение: Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде. 
Художественное слово: 
Лягушка-попрыгушка, 
Скачи ко мне без страха, 
Тебя я не обижу, 
Не стукну никогда. 
Скачи, скачи, лягушка — 
Зеленая рубаха, 
Должны мы жить, 
Друг другу не принося вреда. К. Россетти 
Д/ и "Какая лягушка?". Цель — научить детей подбирать относительные прилагательные. "Кто больше назовет действий" — дети подбирают глаголы, характеризующие действия лягушки. Цель — активизировать словарный запас глаголами. 
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Угощение для лягушки". Игра с песком — дети "варят" кашу, "пекут" куличики для лягушки. 
Труд: Сделать домик из травы для лягушки. 
И/р по ФИЗО: Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. 
П/и: 1. "Музыкальные ребята". Цель — научить выполнять движения, не мешая друг другу. Ход игры. На земле параллельно раскладывают два шнура — это "речка". Здесь лягушата будут "плавать". Затем: ! (Дети прыгают и говорят: "Ква! Ква!") В речку прыгать нам пора. Плавать можно до утра! Ква!" (Выпрыгивают из "речки".)На берег пора! Ква! Ква! ("Ловят" комаров.)Поймайте 
комара! 2. "Попрыгунчики". Цель — научить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Ход игры. На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину — он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть запятнанными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Пойманный становится пятнашкой.