Картотека опытов
Опыты — это знания, навыки и умения, через которые дети познают окружающий мир и открывают для себе, что-то новое и необычное.
 
Как легче? (1)
Цель: Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.
Игровой материал: Предмет на нитке, емкость с водой, пружинные весы.
Ход игры: Дети рассматривают предмет, взвешивают его, отмечая показания на весах. Медленно погружают его в воду, не снимая с весов. Выясняют, что происходит (весы показывают меньший вес — предмет стал легче). Делают вывод: вода поддерживает предмет, выталкивает его наверх.
В мире  металлов.
Цель: Называть разновидность металлов (алюминий, стал; жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве.
Игровой материал: Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.
Ход игры: Дети рассматривают предлагаемый материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость теплопроводность, твердость). Воспитатель предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму, оценивают степень проявления металлического блеска — оценивают степень теплопроводности —> определяют твердость металлов — ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействие: высокой температуры и без нее) — делают выводы о сходстве и различиях металлов. Обсуждают, что из какого металла можно сделать.
Как легче? (2)
Цель: Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.
Игровой материал: Емкость с водой, пружинные весы, хомутик из узкой полоски жести.
Ход игры: Дети под руководством взрослого подвешивают к весам груз, фиксируют показания с помощью хомутика. Затем резко опускают весы вместе с грузом в воду (имитируют падение). Определяют, что показания весов восстановились. Выясняют, почему хомутик оказался на нулевой отметке (потому что показания весов изменились при падении). Взрослый спрашивает  детей, когда предмет стал «невесомым» (при падении), когда человек может почувствовать невесомость (в лифте, при прыжке, на качелях).
Изменение объема жидкости.
Цель: Выявить изменение объема жидкости при замерзании.
Игровой материал: Бутылки с пробками.
Ход игры: Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.
Фильтрование  воды.
Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Игровой материал: Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Ход игры: Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства — фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
Как увидеть  «молнию»?
Цель: Выяснить, что гроза — проявление электричества в природе.
Игровой материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор
Ход игры: Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась, появился треск — проявление электричества).
Как  быстрее?
Цель: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
Игровой материал: Бечевка, клейкая лента, ватный тампон.
Ход игры: Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевку (не менее 60 см), один конец прикрепляют к столу, а за другой — натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо ватным тампоном, в другое — вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают. Выясняют, что звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо.
Реактивный  шарик.
 Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Игровой материал: Воздушные шары.
Ход игры: Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Передача солнечного  «зайчика».
Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
Игровой материал: Зеркала, схема многократного отражения.
Ход игры: Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья, таким образом, помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы
Мир  ткани.
Цель: Называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
Игровой материал: Образцы тканей (ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа,), емкости с водой, ножницы.
Ход игры: Дети рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяю: по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости —> разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами —> попытаться разорвать кусочке на две части и сравнить степень необходимого усилия —> опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.
Земля — магнит.
Цель: Выявить действия магнитных сил  Земли.
Игровой материал: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.
Ход игры: Взрослый спрашивает у детей, что будет с булкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так  как металлическая).   Проверяют действие магнита булавку, поднося его разными полюсами, объясни увиденное.
Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на  поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром,  аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.