Картотека прогулок на сентябрь в средней группе (часть 1)
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
 Карточка № 1 Листопад
Цель – закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.
Беседа
Посмотрите, дети, наступила осень.  Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много- много листочков с шуршанием полетело на землю.
Это ЛИСТОПАД.
Листопад, листопад.
Листья по ветру летят.
Листья летят медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)
Труд. Собрать красивый букет для помощника воспитателя.
П/И : "Листопад", "Догони меня", "Воробушки"
Индивидуальная работа. Дидактические игры: Сравнивание 2 групп предметов. "Доскажи фразу"
Пальчиковая гимнастика "Листопад".
Самостоятельная игровая деятельность: Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Карточка № 2 У цветочной клумбы
Цель – познакомить детей с названиями цветов - ноготки (календула), космея, настурция, их строением (найти стебель, листья, цветки, корни). Закрепить понятия "высокий - низкий" (цветок), "короткий - длинный" (стебель).
Беседа               
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...
Дети обходят клумбу свободно, любуются осенними цветами. Спросить какие из цветов дети знают. Затем познакомить с новыми. Какая у нас красивая клумба, как много на ней красивых цветов. Кто мне покажет красный цветок? А белый? Посмотрите, цветы как люди бывают высокие и низкие. Кто покажет мне высокий цветок? До макушки даже не дотянешься. А другие цветы низкие – (петунья, анютины глазки). А теперь идите вокруг клумбы и показывайте всем низкие цветы, высокие. Каждый раз при показе цветка дети называют его. Рассматривание цветков и их строение: стебель, цветок, листья. Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? Как называются цветы, растущие на клумбе? Можно ли их срывать с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)
Труд.  Собрать семена растений. Собрать листья для осенних шапочек
П/И:  "Карлики и великаны", "От меня на … шагов", "Прыжки на двух
ногах с продвижением вокруг клумбы".
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
Составление узоров из осенних листьев, чередуя желтые и красные листья. "Мартышки". "Сравни и назови".
Пальчиковая гимнастика "Цветы".
Самостоятельная  игровая деятельность.  Игры в куличи, с мячом.
Карточка № 3 Большая лейка
Цель – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда желание помогать.
Беседа                         
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
Посмотрите дети, какая сегодня прекрасная погода! Стоит золотая осень. Деревья разукрашены пестрыми листьями, особенно клен. Обратить внимание на работу дворника, который сметает листья с дорожек. Какое орудие труд   труда использует дворник? Веник. Какой? Большой.  Для чего он сметает листья? А вы хотите помочь?  Какой веничек у ребят? Какого размера? Из чего он сделан? Какие орудия труда он использует для работы?  Нужна ли работа дворника людям и природе?
Труд.   Посильная помощь дворнику. Дворник хвалит ребят, благодарит за помощь и начинает поливать клумбу из лейки. Дети наблюдают, как ласково льется вода, называют цветы, которые теперь напились воды, умылись и улыбаются всем.
П/И:  "Воробышки и автомобиль", "По ровненькой дорожке",  Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
Индивидуальная работа.  Дидактические игры. "Какого цвета?" "Кто что делает?" "Из чего сделано?"
Самостоятельная игровая деятельность.
Игры с песком "Булочная", игры со скакалкой и мячом.
Карточка № 4 Ласковый кот Федот
Цель – научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных.
Беседа
Дети выходят на прогулку, начинают играть. Незаметно педагог приносит котенка. Ребята посмотрите, кто к нам пришел. Дети рассматривают котенка, части тела, гладят, определяют цвет шерстки. Воспитатель предлагает придумать имя котенку. Он ласковый котенок. Он знает, что у нас добрые дети и его не будут обижать. Взрослый напоминает, что гостей всегда угощают. Что любит кушать котенок? А мы сейчас проверим. Идут на кухню, и повар выносит конфету и кусочек мяса.  Котенок ест, педагог обращает внимание на острые зубы и когти. После обеда нужно умыться, а как же будет умываться Федот? (язычком)
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
Труд.  Собрать поломанные веточки с участка
П/И:  "Раздувайся пузырь", "Мыши водят хоровод", Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. 
Упражнять детей в определении понятия большой-маленький листок. Связывать прилаг. с сущ., "Назови кошку".
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».
Самостоятельная игровая деятельность
Предложить детям построить замок для сказочной принцессы (принца). 
Карточка № 5 Экскурсия вокруг сада
Цель — уточнять понятия "дерево", его строение.  Объяснить, как отличить дерево от куста.
Беседа
Дети берут корзиночки и ведерки.  Проходим по территории, обращаем внимание на тополь. Посмотрите, какое большое дерево. У него толстый высокий ствол. Ствол у дерева 1. Он белый с черными полосками. Это дерево называется береза.  А это куст смородины. Он низкий, невысокий. У него много веточек, а ствола нет, ветки все тонкие. Летом мы с вами лакомились вкусными ягодами смородины. Посмотрите внимательно вокруг, где вы еще видите березы? (деревья? кусты?)
Жаль озябшего бедняжку —
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)
П/И:  "Ау, ау, заблудились мы в лесу", "Поймай грибок", Метание шишек в дерево правой и левой рукой.
Индивидуальная работа.  Дидактические игры. Упражнять в различении понятий: Тонкий-толстый, длинный-короткий. Закрой глаза и угадай что у тебя в ладошках шишка или камень?  Найди дерево, "Сравни".
Пальчиковая гимнастика "Лес"
Труд. Собрать веточки, красивые листья. Крылатки для выкладывания различных фигур на песке
Самостоятельная игровая деятельность.
Самостоятельный сбор игрушек, "Кто, за чем спрятался".
Карточка № 6 Хмурая осень
Цель — познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.
Беседа
Собираясь на прогулку обратить внимание на одежду детей (куртки с капюшонами, резиновые сапожки, перчатки). Потому что на улице поздняя осень, стало холодно, поэтому мы одеваемся теплей. Если на улице идет дождь, дети наблюдают из окна, или из веранды. Какие предметы стали мокрыми? Почему не видно птиц?  Почему на улице мало прохожих? Обратить внимание на разнообразие зонтов. Какой кому понравился? Для чего нужен зонт? Посмотрите на небо, какое оно? Серое, хмурое. Нерадостно смотреть на голые кусты. Лужи. Прислушайтесь как воет ветер.
Скучная картина, тучи без конца
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
П/и: "Солнышко и дождик", Продолжать упражнять детей в прыжках на 2 ногах с продвижением вперед, "Удочка".
Самостоятельная игровая деятельность.
Рисование палочками на мокром песке, выкладывание рисунков камешками.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Придумай предложение",  "Как шумит вода?"
Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять"
Труд.  Заинтересовать детей в том, чтобы наш участок был чистым. Собрать поломанные веточки.
Карточка № 7 Наблюдение за деревом
Цель — уточнять понятия «дерево».  Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».
Беседа
Ребята, отгадайте загадку:
Рук много, а нога одна?
Правильно, это дерево. Посмотрите сколько много у него рук –веток. Они бывают и большие, толстые, и маленькие, тонкие, и длинные и короткие. А где же нога у дерева? Да, это ствол. Вот он, какой большой, высокий. Покажите, какой высокий ствол у нашего дерева? (Дети встают на носочки). Давайте  рассмотрим  листочки. Какого они цвета? Какой формы? Они маленькие или большие?  Это дерево береза? Нет, потому что у него ствол не белый, а черный. Это дерево называется КАРАГАЧ. Что означает КАРА- черный. Карагач тоже сбрасывает листья осенью, опавшие листочки укрывают корни дерева от мороза.
П/и:  "1,2,3 к дереву беги",  Метание шишек в дерево правой и левой рукой, "Поймай грибок"
Пальчиковая гимнастика "Осень"
Самостоятельная игровая деятельность.
Игры с мячом, рисование на песке, игры с мячом.
Индивидуальная работа. Дидактические игры.  Повторение скороговорок со  зв.{ш}.  "Найди дерево",  "Сравни".
Труд. Собрать красивые листья для аппликации.  Собрать и разложить по коробочкам природный материал.
Карточка № 8 Наблюдение за пнем
Цель – Способствовать формированию представлений о том, что такое ПЕНЬ; что пень служит "домом" для разнообразных живых существ (животных и растений).
Беседа                         
Сломанной сосёнки пень
в муравьиной куче.
А над ним густая тень
от пришедшей тучи.
Ребята, посмотрите, что это такое? Да, это пень. А вы знаете, откуда он взялся? Раньше росло дерево, оно выросло большое – пребольшое, но однажды оно заболело. Вы когда-нибудь болели. Люди старались его лечить: весной побелили ствол известью, окопали его, полили, но оно, к сожалению, погибло. Потому что зимой у дерева замерзли корни. И вот пришлось это дерево спилить, и вместо него образовался пень. Посмотрите, от пенька начали расти новые ветки, и со временем здесь вырастет новое дерево. В кори пенька прячутся букашки, паучки от холода. Так что пень служит еще домом для насекомых. Еще его осенью любят грибы. Они покрывают его полностью.
П/и: "День – Ночь", "Прыг скок", Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы.
Самостоятельная игровая деятельность.
Предложить детям составить из листьев забавную игрушку Ёжик, ни головы, ни видно, ни ножек.
Труд.  Поощрять детей помогающих друг другу раздеваться.  
Пальчиковая гимнастика "Пенек".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. 
"Собери только желтые; зеленые, красные листочки", "Что это…", "Направо – налево".
Карточка № 9 Наблюдение за паутиной
Цель — показать детям многообразие осени. Учить наблюдательности.
Беседа                  
Осенью бывают ясные деньки,
Листики порхают словно мотыльки,
Нити-паутинки серебром горят,
Льется на тропинку желтый листопад.
Посмотрите, как красиво вокруг! Золотые деревья, голубое небо, ласковое солнышко. Приглядитесь вокруг, идите на солнышке блестят тончайшие нити – паутинки. Серебристые ниточки летят по ветру, оплетают кусты. Откуда же взялась эта Паутина? Кто ее сделал? Паучок.
Пау-паучина паутину сшил, вдруг закапал дождик
Паутину смыл. Выглянуло солнце стало припекать
Пау-паучина трудится опять.
А знаете, для чего он плетет паутину? Для того чтобы отправиться в путешествие. Он взбирается на ветки, сучки и принимается за работу. Сначала паук прикрепляет начало своей нити, затем передвигается против ветра и выпускает паутинку. Когда длина = 1м, паук передвигается к месту прикрепления, откусывает паутину, подбирает ножки и улетает. Таким образом, он ищет новое место жительства, (расселяется). Паутина как парашют не дает ему упасть. Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.) Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.) Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.) На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.)
П/и: "Веселая сороконожка", "Вейся венок", Прыжки на двух ногах с продвижением.
Самостоятельная игровая деятельность. Поиск красивых цветков. Игры с песком.
Индивидуальная работа Дидактические игры.  "Узнай дерево по листочку", "Сдуй листок со стола".
Пальчиковая гимнастика "Паутина"
Карточка № 10 Наблюдение за ветром
Цель — конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
Беседа                                       
Неизвестно где живет,
Прилетит, деревья гнет.
Засвистит по речке дрожь
Озорник, а не уймешь!?
Что это? Это ветер.  Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? (Наблюдение начинается из окна). Мы сейчас выйдем на улицу и проверим.   Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет.   Ветер бывает сильный, ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево вырвать с корнем. А тихий приносит нам прохладу. Мы его видим? А услышать его мы можем? Да, когда сильный ураган. Что же такое ветер.
Ветер — это воздух, который движется вокруг нас. Мы дышим воздухом, без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава. Какой сегодня ветер: тихий или сильный? Как по- другому можно сказать?
Ласковый, теплый, слабый. Приносит ли он пользу?   (сушит белье, лужи, мельницы работают, вырабатывает свет)
П/и: "По широкой по дорожке так шагают наши ножки",
Упражнять в ходьбе с высоким подниманием коленей,
"Самолеты"
Самостоятельная игровая деятельность
С помощью вертушек, султанчиков проверить силу ветра
Труд.  Самостоятельный сбор игрушек. Подмести веранду.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Какой ветер?", "Выложи сам".
Пальчиковая гимнастика "Ветер дует".
Карточка № 11 Наблюдение за птицами
Цель — закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание.
Беседа
Мы сегодня будем наблюдать за кем-то очень интересным. Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Сниться ночью пауку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит-плохи дела. (птица)
Что это?  Птица. Давайте посмотрим, какие части тела есть у птички: голова, лапки, крылья, хвост. Как передвигается птичка? Она может летать, прыгать, ходить. Как летает, покажите, как прыгает? Сколько крыльев у птичек? У всех птичек 2 крыла или нет? А сколько хвостов? С помощью крыльев она может летать. Посмотрите, когда птичка сидит она складывает крылья и их не видно, а когда летит, они раскрываются, становятся большими. Птичка размахивает ими , как будто отталкивается ими от воздуха.  А лапок в полете не видно, потому что она их подтягивает к себе. Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.
П/и: "Летает – не летает"," Упражнение на равновесие", "Филин и пташки".
Самостоятельная игровая деятельность.
С выносным материалом
Труд.   Покормить птичек. Приготовить угощение для птичек.
Индивидуальная работа. Дидактические игры.  "Назови, одним словом".  "Кто как поет?"
Пальчиковая гимнастика "Птички".