- Картотеки игр и прогулок
- admin
- Комментариев: 0
- Просмотров: 530
- 20-08-2021, 11:30
Картотека прогулок на сентябрь в средней группе
(часть 2)
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают
обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся
преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими,
смелыми, выносливыми.
Карточка № 12 Наблюдение за солнцем
Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями,
происходящими с солнцем.
Беседа
Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … Солнце.
Давайте посмотрим, какая сегодня погода? Теплая, хорошая. А
почему сегодня так тепло? Потому что
солнышко греет. Солнце очень горячее, оно находится далеко от нас, в космосе и
оттуда светит, обогревает всю землю. Посмотрите на солнце. Вы можете долго смотреть на него? Нет. Потому что
оно очень яркое и горячее. Ни одна ракета не может долететь до солнца. Потому
что оно находится так далеко, что не хватит целой жизни: а если долетит, то
расплавится, вот какое оно горячее. Какого цвета? Какой формы? Оно дарит свое тепло и животным, и растениям,
и насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень темно и
холодно. Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы. Что вы
ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не
больно ли глазам? Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень,
закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время
проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы
нагреваются быстрее, чем в тени.
П/и: "Солнышко и дождик". Бросить мяч вверх к солнышку и поймать.
"Горелки".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с цветными стеклышками
Труд. Собрать веточки и составить из них геометрические фигуры
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Упражнять в
различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. "Ласковые
слова"
Пальчиковая гимнастика "Руки вверх".
Карточка № 13 Наблюдение за божьей коровкой
Цель – познакомить детей с характерными признаками насекомого,
о его защитных средствах.
Беседа
Божья коровка улети на небо, принеси мне хлеба, черного и
белого, только не горелого.
Божья коровка — это такой жучок, Какого цвета у нее спинка?
Красная. А у кого из ребят надета красная шапочка, или курточка? А что у нее на
спинке? пятнышки. Посчитайте сколько их? Какого цвета? Головка у нее овальная,
черного цвета. Посмотрите, у нее выглядывают прозрачные крылышки, она согрелась
от тепла руки и сейчас улетит. Она умеет ползать по стебелькам травы, умеет
летать на большие расстояния. А вы знаете, что означает красная окраска спинки?
Это означает что она ядовитая. Птицы знают об этом и не клюют ее. Божья коровка
питается тлями, личинками жуков-листоедов, паутинными клещами и др. Как ни
удивительно эти красивые насекомые хищники. На зиму они прячутся в коре
деревьев, зарываются в землю. Если б.к. зарывается в сухие листья, значит, зима
будет теплой.
П/и: "Лохматый пес". Прыжки в высоту на месте. "Пузырь".
Самостоятельная игровая деятельность с песком – "День
рождения".
Труд. Собрать песок вокруг песочницы
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Нарисуй палочкой". "Какое небо?"
Пальчиковая гимнастика "Смелые коровки"
Карточка № 14 Наблюдение за приметами золотой
осени
Цель – уточнить представления детей о золотой осени,
накапливать эмоционально чувственный опыт.
Беседа
Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни
бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах начал появляться
первый лед. Ударили заморозки. Начался листопад. Закружились в разноцветном
хороводе осенние листья и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края
(гуси, утки, скворцы, ласточки). Полюбуйтесь красотой осенней природы.
Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
П/и: "У медведя во бору". "Метание в
цель". Перебежки. Самостоятельная игровая деятельность с песком "Чьи
следы?". "Выложи сам".
Труд. Собрать красивые камешки для игры
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
"Доскажи фразу". "Выстрой в ряд"
Пальчиковая гимнастика "Осень".
Карточка № 15 Наблюдение за березой осенью
Цель – уточнить характерные признаки дерева, закрепить
названия частей. Учить сравнивать предметы.
Беседа
Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета
ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете?
(Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета
листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.)
Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый
ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски
дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся
до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые
листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную
землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья.
Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.
П/и: " Мышеловка". "Ветер дует". Прыжки на
одной ноге.
Труд. Собрать листочки
березы для аппликации
Самостоятельная игровая деятельность с песком "Запутанные
дорожки". Рассадить в разных сторонах песочницы игрушки и нарисовать
дорожки к ним
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Разучивание считалочки. "Кто
быстрей?" "Посчитай до…"
Пальчиковая гимнастика "Березка"
Карточка № 16 Наблюдение
за синичками
Цель – познакомить с синичками, учить различать синичек по
размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания
этих птиц познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем
птиц в холодное время года.
Беседа
Ты с модницей этой, конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится.
Всё хвастает синим своим сюртучком.
И шапочкой чёрной гордится. (синица).
Рассматривание внешнего вида. Посмотрите, какая у нее шапочка, желтая грудка, а какого цвета у нее
шарфик? Как поёт? Синичка приносит людям пользу, она ест вредных жучков,
гусениц, которые уничтожают урожай. Летом, весной, осенью у нее много кормов в
поле, лесу. А вот зимой, когда всю землю укрывает снег, синичке становится
голодно и она прилетает поближе к человеческому жилью. Человек ее
подкармливает. Как вы думаете, что больше всего любит синичка?
Поисковое задание. Насыпать семечки, зёрна, хлебные крошки,
развесить кусочки сала. Определить, что любят синички. Как ведёт себя во время
питания?
П/и: "Лиса в курятнике". "Беглый воробей".
Отбивание мяча.
Труд. Покормить синичек. Подмести дорожки.
Самостоятельная игровая деятельность. "Стряпаем
куличи". Сбор листьев.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Разучивание "Мирилочки". "Я тебе, а ты мне". "Что одинаковое?"
Пальчиковая гимнастика "Птички"
Карточка № 16 Рябина и рябинка
Цель – расширить представление о растениях ближайшего
окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение.
Беседа
Гроздьями висят,
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод - для души,
Из рябины бусы очень хороши!
Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней
много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину? (Рябина растет в
лесу, около домов, вдоль улиц, в парке). Почему люди сажают рябину около дома
так, чтобы ее из окна было видно? (Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее
красотой.) Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина - так о ней
поется в песнях. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они
зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она
одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят,
чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? Птицы: снегири, свиристели,
вороны.
Рябине в народном календаре посвящен праздник - 23 сентября. С
этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя
обрывать все гроздья - надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе,
оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами.
Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем
ее ленточкой: пусть она оберегает наш дом.
Игры – подвижные, самостоятельные по желанию детей.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто
быстрее?".
"Достань до…" "Какой формы?".
Труд. Собрать ветки с участка.
Пальчиковая гимнастика "Ягодка"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию.
Карточка № 17 Деревья без листьев
Цель – закрепить узнавание деревьев по внешнему виду.
Беседа
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она!
Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На
кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало
холодно, день стал короткий), а как вы думаете, все деревья сбросили листву?
Давайте пройдем вокруг
сада и посмотрим. (Подходим к елочке.)
Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая.
Она не
сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая.
Это
происходит, потому что
хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по
очереди. Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина сосна, ель,
лиственница и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные
деревья отличаются от хвойных? Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) Какие
условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойные и
лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине?
П/И : "1,2,3 к дереву беги". "Вороны".
Скаканье на скакалке.
Труд. Собрать шишки для опытов
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию.
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
"На что похоже облако?" "Назови фигуру"
Пальчиковая гимнастика "Елочка"
Карточка № 18 Наблюдение за птицами
Цель – дать детям общие представления о птицах (голубь, воробей),
учить узнавать пернатых по внешнему виду.
Беседа
Летит над полем птичка
Чирик-чик-чик
А что несет синичка?
Чирик-чик-чик
Несет она травинку.
Чирик-чик-чик
Несет травинку птичка
Чирик-чик-чик.
Какая птица больше - голубь или воробей? Как передвигается воробей? Как передвигается
голубь? Как кричат воробей, голубь?
Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на
пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки,
и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби.
Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль». Внешний вид
птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом,
тело покрыто перьями.
Труд. Сгребание в кучи сухих опавших листьев.
П/ и: "Перелет птиц". Катание обручей друг другу.
"Пташки".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди пару". "Подскажи
словечко"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.
Пальчиковая гимнастика
"Чик чирик"
Карточка № 19 Наблюдение за перелетными птицами
Цель – дать детям общие представления о птицах (голубь,
ворона, воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду. Учить замечать, как птицы передвигаются
(летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы).
Беседа
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? Что происходит
осенью с кормом для птиц? Как птицы готовятся к отлету? Назовите первый признак
приближения осеннего перелета птиц. Какие птицы улетают в теплые края? Зачем
они это делают? Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают,
во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки
деревьев. Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что
скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением
холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки,
гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм
в воде.
Воспитатель предлагает
детям закончить предложение:
• Воробей маленький, а журавль... (большой).
• Утка серая, а лебедь ... (белый).
Труд. Сбор семян деревьев.
П/и: "Собачка и воробей". "Море
волнуется". Бросание мяча
друг другу снизу.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Узнай по
описанию" .
"Ты мне, я тебе"
Самостоятельная игровая деятельность. Использование различных
видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени
(как аист, журавль, цапля).
Пальчиковая гимнастика "Птица летит"
Карточка № 20 Наблюдение за вороной
Цель – учить узнавать пернатых по внешнему виду. Закрепить
представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц.
Беседа
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Кто это, как зовут эту птицу? В чем особенности ее внешнего
вида? Где она живет? Есть ли у нее враги? Приметы: ворона под крыло нос прячет
— к морозу. Как выглядит ворона? Чем она питается? Зимующая или перелетная эта
птица? Как ворона кричит?
Ворона - крупная птица. Голова, клюв, горло крылья хвост и
лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая ловкая и находчивая
птица. Зимует и живет она рядом с человеком ворона обычно сидит на контейнерах
для мусора и свалках где всегда есть чем поживиться, ведь ворона - птица
всеядная.
Труд. Расчистка участка
и дорожек от мусора.
П\ и: "Встречные перебежки". "Попади в
обруч". Прыжки через скакалку.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что
изменилось?". "Ориентация на месте"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным
материалом. Игры со спортивным инвентарем.
Пальчиковая гимнастика
"Ворона"
Карточка № 21 Наблюдение за березой
Цель – продолжать знакомить с характерными особенностями
березы,
по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать
желание любоваться красотой дерева.
Беседа
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Стоит Алена - платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
О каком дереве говорится в загадке? Какой высоты береза? Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
Ветки у березы толстые или тонкие?
А листья можно достать? А листья можно достать? Какого цвета
ствол
березы? Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку?
Какого
цвета листья у березы? Предложить детям полюбоваться красотой
березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй
добрых людей». Березку мы легко нашли по
белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который
она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад.
Березка самая первая из деревьев готовится к зиме. Хорошо в лесу! А вы всегда
помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так
же вежливо, как в гости к родственникам
или друзьям.
Труд. Сбор урожая овощей.
П\ и: "Зайцы и волк". "Самый быстрый".
Подскоки на двух ногах
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
Самостоятельная игровая деятельность. Хоровод вокруг березки.
Пальчиковая гимнастика
"Маленькое дерево"
Карточка № 12 Наблюдение за солнцем
Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем.
Беседа
Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … Солнце.
Давайте посмотрим, какая сегодня погода? Теплая, хорошая. А почему сегодня так тепло? Потому что солнышко греет. Солнце очень горячее, оно находится далеко от нас, в космосе и оттуда светит, обогревает всю землю. Посмотрите на солнце. Вы можете долго смотреть на него? Нет. Потому что оно очень яркое и горячее. Ни одна ракета не может долететь до солнца. Потому что оно находится так далеко, что не хватит целой жизни: а если долетит, то расплавится, вот какое оно горячее. Какого цвета? Какой формы? Оно дарит свое тепло и животным, и растениям, и насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень темно и холодно. Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы. Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам? Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
П/и: "Солнышко и дождик". Бросить мяч вверх к солнышку и поймать. "Горелки".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с цветными стеклышками
Труд. Собрать веточки и составить из них геометрические фигуры
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. "Ласковые слова"
Пальчиковая гимнастика "Руки вверх".
Карточка № 13 Наблюдение за божьей коровкой
Цель – познакомить детей с характерными признаками насекомого, о его защитных средствах.
Беседа
Божья коровка улети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого.
Божья коровка — это такой жучок, Какого цвета у нее спинка? Красная. А у кого из ребят надета красная шапочка, или курточка? А что у нее на спинке? пятнышки. Посчитайте сколько их? Какого цвета? Головка у нее овальная, черного цвета. Посмотрите, у нее выглядывают прозрачные крылышки, она согрелась от тепла руки и сейчас улетит. Она умеет ползать по стебелькам травы, умеет летать на большие расстояния. А вы знаете, что означает красная окраска спинки? Это означает что она ядовитая. Птицы знают об этом и не клюют ее. Божья коровка питается тлями, личинками жуков-листоедов, паутинными клещами и др. Как ни удивительно эти красивые насекомые хищники. На зиму они прячутся в коре деревьев, зарываются в землю. Если б.к. зарывается в сухие листья, значит, зима будет теплой.
П/и: "Лохматый пес". Прыжки в высоту на месте. "Пузырь".
Самостоятельная игровая деятельность с песком – "День рождения".
Труд. Собрать песок вокруг песочницы
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Нарисуй палочкой". "Какое небо?"
Пальчиковая гимнастика "Смелые коровки"
Карточка № 14 Наблюдение за приметами золотой осени
Цель – уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.
Беседа
Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах начал появляться первый лед. Ударили заморозки. Начался листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки). Полюбуйтесь красотой осенней природы.
Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
П/и: "У медведя во бору". "Метание в цель". Перебежки. Самостоятельная игровая деятельность с песком "Чьи следы?". "Выложи сам".
Труд. Собрать красивые камешки для игры
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
"Доскажи фразу". "Выстрой в ряд"
Пальчиковая гимнастика "Осень".
Карточка № 15 Наблюдение за березой осенью
Цель – уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей. Учить сравнивать предметы.
Беседа
Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.
П/и: " Мышеловка". "Ветер дует". Прыжки на одной ноге.
Труд. Собрать листочки березы для аппликации
Самостоятельная игровая деятельность с песком "Запутанные дорожки". Рассадить в разных сторонах песочницы игрушки и нарисовать дорожки к ним
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Разучивание считалочки. "Кто быстрей?" "Посчитай до…"
Пальчиковая гимнастика "Березка"
Карточка № 16 Наблюдение за синичками
Цель – познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
Беседа
Ты с модницей этой, конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится.
Всё хвастает синим своим сюртучком.
И шапочкой чёрной гордится. (синица).
Рассматривание внешнего вида. Посмотрите, какая у нее шапочка, желтая грудка, а какого цвета у нее шарфик? Как поёт? Синичка приносит людям пользу, она ест вредных жучков, гусениц, которые уничтожают урожай. Летом, весной, осенью у нее много кормов в поле, лесу. А вот зимой, когда всю землю укрывает снег, синичке становится голодно и она прилетает поближе к человеческому жилью. Человек ее подкармливает. Как вы думаете, что больше всего любит синичка?
Поисковое задание. Насыпать семечки, зёрна, хлебные крошки, развесить кусочки сала. Определить, что любят синички. Как ведёт себя во время питания?
П/и: "Лиса в курятнике". "Беглый воробей". Отбивание мяча.
Труд. Покормить синичек. Подмести дорожки.
Самостоятельная игровая деятельность. "Стряпаем куличи". Сбор листьев.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Разучивание "Мирилочки". "Я тебе, а ты мне". "Что одинаковое?"
Пальчиковая гимнастика "Птички"
Карточка № 16 Рябина и рябинка
Цель – расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение.
Беседа
Гроздьями висят,
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод - для души,
Из рябины бусы очень хороши!
Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину? (Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке). Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно? (Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее красотой.) Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина - так о ней поется в песнях. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? Птицы: снегири, свиристели, вороны.
Рябине в народном календаре посвящен праздник - 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья - надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами.
Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем ее ленточкой: пусть она оберегает наш дом.
Игры – подвижные, самостоятельные по желанию детей.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто быстрее?".
"Достань до…" "Какой формы?".
Труд. Собрать ветки с участка.
Пальчиковая гимнастика "Ягодка"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию.
Карточка № 17 Деревья без листьев
Цель – закрепить узнавание деревьев по внешнему виду.
Беседа
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она!
Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий), а как вы думаете, все деревья сбросили листву?
Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к елочке.)
Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не
сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это
происходит, потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди. Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина сосна, ель, лиственница и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) Какие условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине?
П/И : "1,2,3 к дереву беги". "Вороны". Скаканье на скакалке.
Труд. Собрать шишки для опытов
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию.
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
"На что похоже облако?" "Назови фигуру"
Пальчиковая гимнастика "Елочка"
Карточка № 18 Наблюдение за птицами
Цель – дать детям общие представления о птицах (голубь, воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду.
Беседа
Летит над полем птичка
Чирик-чик-чик
А что несет синичка?
Чирик-чик-чик
Несет она травинку.
Чирик-чик-чик
Несет травинку птичка
Чирик-чик-чик.
Какая птица больше - голубь или воробей? Как передвигается воробей? Как передвигается голубь? Как кричат воробей, голубь?
Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль». Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.
Труд. Сгребание в кучи сухих опавших листьев.
П/ и: "Перелет птиц". Катание обручей друг другу. "Пташки".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди пару". "Подскажи словечко"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.
Пальчиковая гимнастика "Чик чирик"
Карточка № 19 Наблюдение за перелетными птицами
Цель – дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду. Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы).
Беседа
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? Что происходит осенью с кормом для птиц? Как птицы готовятся к отлету? Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. Какие птицы улетают в теплые края? Зачем они это делают? Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев. Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
• Воробей маленький, а журавль... (большой).
• Утка серая, а лебедь ... (белый).
Труд. Сбор семян деревьев.
П/и: "Собачка и воробей". "Море волнуется". Бросание мяча
друг другу снизу.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Узнай по описанию" .
"Ты мне, я тебе"
Самостоятельная игровая деятельность. Использование различных
видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Пальчиковая гимнастика "Птица летит"
Карточка № 20 Наблюдение за вороной
Цель – учить узнавать пернатых по внешнему виду. Закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц.
Беседа
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Кто это, как зовут эту птицу? В чем особенности ее внешнего вида? Где она живет? Есть ли у нее враги? Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу. Как выглядит ворона? Чем она питается? Зимующая или перелетная эта птица? Как ворона кричит?
Ворона - крупная птица. Голова, клюв, горло крылья хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках где всегда есть чем поживиться, ведь ворона - птица всеядная.
Труд. Расчистка участка и дорожек от мусора.
П\ и: "Встречные перебежки". "Попади в обруч". Прыжки через скакалку.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что изменилось?". "Ориентация на месте"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом. Игры со спортивным инвентарем.
Пальчиковая гимнастика "Ворона"
Карточка № 21 Наблюдение за березой
Цель – продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Беседа
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Стоит Алена - платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
О каком дереве говорится в загадке? Какой высоты береза? Где ствол у березы широкий, а где - узкий? Ветки у березы толстые или тонкие?
А листья можно достать? А листья можно достать? Какого цвета ствол
березы? Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку? Какого
цвета листья у березы? Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей». Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме. Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам
или друзьям.
Труд. Сбор урожая овощей.
П\ и: "Зайцы и волк". "Самый быстрый". Подскоки на двух ногах
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
Самостоятельная игровая деятельность. Хоровод вокруг березки.
Пальчиковая гимнастика "Маленькое дерево"