Картотека прогулок на октябрь в средней группе (часть 1)
 
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа.
Карточка № 1 Наблюдение за воробьями
Цель – Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Познакомить с внешними особенностями воробья; учить находить сходные и отличительные признаки между вороной, голубем, воробьем.
Беседа                                 
Птички-невелички
В ручейке купаются,
А на дне травинки
Пляшут, извиваются.
Как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается? Как поет?  Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.) А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.) Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.) Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.) Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.) Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и семена растений.) Воробей - маленькая бойкая птичка. Воробей - проворная птица, не боясь, прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки.
Труд.  Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.
П\ и: "Найди себе пару". "Поймай мяч". Ходьба по наклонной доске.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Флажок". "Угадай"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по сигналу.
 Пальчиковая гимнастика "Воробушек"
Карточка № 2 Наблюдение за насекомыми
Цель – Формировать желание наблюдать за насекомыми. Дать представления о насекомых. Познакомить с внешними
особенностями насекомых.
Беседа
Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в
руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид
насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда
становиться холодно насекомые прячутся. Гусеница – голова,
много ножек, длинное туловище. При повороте туловища, все
тело выполняет это действие. Гусеница питается листочками.
Бабочка – яркий окрас бабочек, полет бабочки: летает, как будто танцует. Любят сидеть на цветах, едят пыльцу.
По тропинке бежит паровоз
Нет руля у него и колес,
Рельсы в траве еще не проложены
Вместо колесиков множество ножек. Бабочка красавица
Кружится, летает
Бабочка красавица
Нас не замечает.
Труд.  Уборка мусора на участке.
П\ и: "Ловишка", "Бездомный заяц". Упражнение на развитие
 равновесия.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Посчитай и
отсчитай". "Что съедобное?".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном
участке.
Пальчиковая гимнастика "Гусеница"
Карточка № 3 Наблюдение за ветром
Цели – продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.
Беседа                        
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.  (Ветер.)
Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.) Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.) Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)
Сегодня есть ветер? Какой он по силе?
Исследовательская деятельность
Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.) Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
Труд.  Уборка участка от веток и камней.
П\ и:  "Коршун и наседка". "Ветер". Упражнение с мячом.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто спрятался?". "Один – много"
Самостоятельная игровая деятельность. Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.
 Пальчиковая гимнастика "Ураган"
Карточка № 4 Наблюдение в аптекарском огороде
Цель – закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада; формировать умение и желание беречь и защищать природу.
 Беседа: почему, крапива растет на аптекарском огороде? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они останавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витаминами К, С.) Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья производится только в период цветения — с июня по август.) Календула (ноготки). Цветки этого растения можно заготавливать в течение всего лета. Собирают свежие распустившиеся корзинки, срезая у самого основания цветка. Ноготки богаты витамином С, обладают противовоспалительными, ранозаживляющими действиями. Отвар из цветков календул используют в виде полосканий при ангине. Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения, которые вы знаете, и они не занесены в Красную книгу. Нельзя вырывать растения с корнем; лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки; нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
Труд.  Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток
 кустов и деревьев, их уборка.
П\ и: Северные олени. Лиса мышкует. Перебрасывание мяча друг другу снизу.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Дорисуй". "Назови
одним словом".
Самостоятельная игровая деятельность. Найти растения: кипрей,
календулу, мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, шиповник, мяту,
 ромашку.
Пальчиковая гимнастика "Цветы"
Картотека № 5 Наблюдение за сезонными изменениями
Цель – формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет)
Беседа                             
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
Как называется предзимье? (Серебряная осень.)
Почему? Попробуйте отгадать загадку.
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.
Труд. Уборка мусора на участке.
П\ и: "Ловишка", "Бездомный заяц". Упражнение на развитие равновесия.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто, что делает". "Кому что нужно".
Самостоятельная игровая деятельность. Соревнования, эстафеты.
  Пальчиковая гимнастика "Листья падают"
Картотека № 6 Наблюдение за грузовым транспортом
Цель – учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Беседа               
Сам в кабину не могу я залезть пока.
До чего же велико колесо грузовика.
В кузов даже заглянуть не удастся мне,
Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.
А в кабине виден руль, дверца на замке.
Но унес ключи шофер на своем брелке.
Подожду его чуть-чуть — у него обед,
Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.  
Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы
перевозить различные грузы.) К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые
пароходы, большие грузовики-самосвалы.) На какой цвет
светофора едут автомобили? (На зеленый.) Как называется
профессия человека, который управляет автомобилем?
(Водитель, шофер.) Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)
Труд. Уборка опавших листьев.
П\ и: "Защити товарища", "Стой — беги". Упражнять в
перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками.
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры со скакалками и мячами.
 Пальчиковая гимнастика "Автомобиль"
Картотека № 7 Наблюдение за собакой
Цель – формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.  
Беседа                                 
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
Где она живет? Кто ухаживает за собакой? Как называется жилище собаки? Какое любимое лакомство собаки? Как выглядит собака? Какие породы собак вы знаете? Почему некоторых собак называют «бездомными»? Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо. Пород собак очень много — сенбернар, такса, немецкая овчарка, чау-чау, пудель, ротвейлер, все они отличаются друг от друга. Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его! Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них нехорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвал, и на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия. И поэтому я хочу обратиться ко всем. не выбрасывайте домашних животных!
Труд. Сбор шишек и листьев.
П\ и: "Лохматый пес". "Ты мой друг и я твой друг". Ходьба по короткой и длинной дорожке.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "С какого дерева лист". "Кто первый".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с природным материалом.
 Пальчиковая гимнастика "Собаки"
Картотека № 8 Наблюдение за елью
Цель – дать представление о деревьях. Показать особенности
 строения деревьев (ствол, ветки, листья). Знакомить с
характерными особенностями ели. Учить бережно относится к растениям.
Беседа                  
Две больших сосны стояли рядом,
А меж ними елочка росла,
Две сосны подружку укрывали,
Чтоб вершинку ветры не сломали,
Чтоб красивой елочка была.
Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются,
темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей,
густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не
опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются
без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо
листьев – маленькие иголочки, шишки. Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом.  А еще елочка
 пахнет.
Труд.  Сгребание снега в определенное место для постройки
 ледяных фигур.
П\ и:  "Мы — веселые ребята", "Затейники". Приемы метания предметов в горизонтальную цель.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Летает,
 не летает". "Что в лукошке".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом.
 Пальчиковая гимнастика "Маленькая елочка"
Картотека № 9 Наблюдение за камнями
Цель – формировать представление о камнях как части неживой природы.
Беседа             
Взгляни, как злобно смотрит камень,
В нем щели странно глубоки,
Под мхом мерцает скрытый пламень;
Не думай, то не светляки!
Какие бывают камни? Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.) Назови твердые камни. Какими камнями легче рисовать на асфальте? К какой природе они относятся? Почему?
Какие камни прочнее? Как вы думаете, человек где-нибудь использует их? Могут ли камни издавать звуки? Сравните камни на участке и в овраге. Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.) Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Труд. Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.
П\ и: "Камень, ножницы, бумага". "Ловкая пара". Учить бросать мяч под углом.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Домино". "Клеточки".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по сюжетам.
Пальчиковая гимнастика "Веселый пальчик"
Картотека № 10 Наблюдение за травой
Цель – дать представление о травянистых растениях. Воспитывать
 бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что
травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава
меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.
Беседа             
Божья коровка на длинной травинке –
Как светофор на зеленой тропинке.
Трава низкая по сравнению с деревьями; она растет в земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит траву в земле.
 Если вырвать траву с корнем, она погибнет, поэтому нужно бережно относиться к травянистым растениям. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. Листья у травы бывают широкие, и маленькие, узкие. Сухую траву нужно убирать, чтобы вокруг детского сада было красиво.
Что происходит с деревьями осенью?  Осенью листья меняют свой окрас. На некоторых деревьях могут быть листья разного цвета: желтые, зеленые, красные. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится. Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Труд.  Коллективная работа на огороде по уборке мусора.
П\ и: "Третий лишний". "Совушка». «Кто самый меткий?".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Третий лишний". "Что
за чем".
Самостоятельная игровая деятельность. Отгадывание загадок, их рисование на асфальте.
 Пальчиковая гимнастика "Божья коровка"
Картотека № 11 Наблюдение за тополем
Цель – формировать представление об осеннем тополе.
Беседа             
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух —
Над улицей несутся сотни белых мух.  
 Где тополя чаще всего растут? (В городе.) Какое это дерево?
 (Городское.) Какие еще растут деревья в городе? А для чего они вообще нужны в городе? (Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.) Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.) Какого цвета тополиные листья? (Желто-золотистые.) Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.) Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. Что мы увидели? (Еле заметные почки.) Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили   отмершие, ненужные листья.) Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов. Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему? Что такое тополиный пух?
Труд. Сгребание листьев в кучи и их уборка.
П\ и: "Огородники", "Горелки". Прыжки на одной ноге.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Краски". "Я начну, а ты продолжишь".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с вертушками.
Пальчиковая гимнастика "Деревья"