Картотека прогулок на октябрь в средней группе
(часть 2) На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают
обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся
преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими,
смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки,
укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка - обязательный элемент режима дня. Картотека № 12 Наблюдение за морковью и
свеклой Цель – дать представление об овощах: моркови. Формировать
умение находить в огороде овощи: морковь. Познакомить с внешними особенностями
моркови. Учить различать овощи по виду, форме. Беседа А на щи? А на щи? Есть какие овощи? Есть капуста, есть морковка! Лишь клади в корзинку ловко. Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.) Что
произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в
земле — клубни.) Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.)
Назовите характерные особенности моркови. (Морковь — овощ продолговатой формы,
оранжевого цвета, имеет зеленую ботву.) Назовите характерные особенности
свеклы. (Свекла — овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую ботву.)
Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.) Чем полезны свекла и
морковь? (В них много витаминов.) Определить семена моркови и свеклы (цвет,
размер). Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе. Взрослые
убирают урожай осенью с огорода. Морковь растет в земле. Морковь – твердая,
оранжевого цвета, длинненькая. Обратить внимание на листья: резные, пушистые. Труд. Сбор урожая в
огороде. П\ и: "Назови овощи". Улучшение техники бега. "Я начну, а ты продолжишь". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Определи
размер"". "Что я загадала". Самостоятельная игровая деятельность. Выкладывание узоров из
семян. Работа с камнями. Пальчиковая гимнастика
"Овощи" Картотека № 13 Наблюдение за снегопадом Цель – формировать представление о свойствах снега; закреплять
знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного. Беседа Не вымыт, а блестит, Не поджарен, а хрустит. (Снег.) Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю
снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и
звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки
скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает
крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного
мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала
бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит
снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. При
какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает
рыхлый? Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить
свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). Труд. Засыпка снегом
корней деревьев на своем участке. П\ и: "Снежная карусель". Метать снежки вдаль.
"Мороз". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Определи
размер". "Что я загадала". Самостоятельная игровая деятельность. Рисование на снегу.
Прятки. Пальчиковая гимнастика «Снег» Картотека № 14 Наблюдение за дождем и
ветром Цель – показать, что осенний дождь может быть разным. Показать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей. Учить определять
ветряную погоду по внешним проявлениям (люди одеваются тепло –
холодный ветер, люди одеваются легко – теплый ветер). Беседа Мы дождинки! Мы – слезинки! В туче-матушке прижились. Ветрено, ветрено, ветрено! Вся земля проветрена! Ветер листья с веток Разогнал по свету. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут.
Человек бежит по луже, и брызги разлетаются в разные стороны. Во время дождя
люди идут под зонтами. Дует легкий ветерок: ласкает наши щечки. Дует
порывистый, холодный ветер – щечкам морозно. В зависимости от ветра люди
одеваются в теплую одежду или в легкую одежду. Погода ветряная – деревья
качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки
крутятся по ветру. Можно определить направление ветра. Труд. Уборка участка детского сада от опавших листьев. П\ и: «Смелые ребята". Развитие прыгучести, сочетая силу
с быстротой. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "День и
ночь". "Какой цвет и размер". Самостоятельная игровая деятельность. Игры с песком и формами. Пальчиковая гимнастика
"Человечек" Картотека № 15 Наблюдение за голубями Цель – продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять,
чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие
голуби занесены в Красную книгу. Беседа Озорной мальчишка. В сером армячишке По двору шныряет. Крохи собирает. (Воробей.) Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.) Какие птицы чаще всего прилетают на участок? Где они живут? Что они любят клевать? Кто их кормит? Где живут голуби? Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы.
Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к
человеку. Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек
давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже
на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу?
В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не
встречается. Какие перья в крыльях согревают голубя? Почему голубей называют
сизарями? Почему голубь парит? Труд. Развешивание кормушек на территории детского сада. П\ и: "Летают, прыгают, плавают". "Сбей
кеглю". Бросать мяч в цель. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Лесной перезвон".
"Матрешки". Самостоятельная игровая деятельность. Рисование на снегу. Пальчиковая гимнастика «Голубь» Картотека № 16 Наблюдение за водой Цель: дать элементарные представления о свойствах воды. Обозначить
зависимость состояния воды от температуры окружающей среды. Беседа Осторожная лисица Подошла к ручью напиться, Наклонилась, а вода Неподвижна и тверда. Какие свойства воды вам знакомы? Есть ли форма у воды? Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже? Что станет с
водой, если ее вынести на мороз? Вода прозрачная. Сквозь нее видны
предметы. Вода жидкая – у нее нет своей формы, он принимает форму
предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается
лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода —
прозрачная, мутная и грязная — не
прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится
ниже О °С. Опыт. Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе.
Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем
вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее.
Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый
мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со
льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.) Труд. Уборка участка
детского сада. П\ и: "Пас", "Холодно — горячо".
Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Индивидуальная работа. Дидактические игры.
"Формочки". "Кто где живет". Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом. Пальчиковая гимнастика
"Льдинки" Картотека № 17 Наблюдение за грибами Цель – развивать познавательную активность в процессе
формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе. Беседа Важный толстый боровик Вырос у дорожки. К уважению привык Гриб на крепкой ножке. Грибы — удивительные растения, даровой продукт природы. Мы их
не сеем и не садим, на том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем
их завтра. Когда появляются первые белые грибы, — это чудесная, летняя пора.
Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают
благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут
везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса,
заброшенных лесных дорогах, на склонах старых канав и оврагов. Мир грибов велик
и разнообразен. Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные. Какие
грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подберезовик, моховик, рыжик, груздь,
волнушка, сыроежки, лисичка, сморчок, опята — съедобные, а несъедобные —
бледная поганка, мухомор.) Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных?
(Съедобные грибы можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя — можно
отравиться.) Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.) Чтобы источник пищевых
грибов не нарушался, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем,
которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления - долг каждого
человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: "Не сбивай грибы,
даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе". Что можно
приготовить из грибов? (Суп грибной, икру, солянку. Их можно мариновать,
солить, сушить.) Труд. Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян;
уборки. сухой травы, листьев. П\ и: "Мяч водящему". "затейники".
Развитие движений. Индивидуальная работа. Дидактические игры. Закрепление
занятия. Самостоятельная игровая деятельность. По желанию детей Пальчиковая гимнастика "Грибок" Картотека № 18 Многообразие осенних
листьев Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.
Раскрывать понятие листопад. Беседа Падают, падают листья – В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят… В начале октября выдаются теплые солнечные деньки. Небо
сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез.
Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни
называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная
пословица. Что делает человек осенью? Как приспосабливаются животные осенью к
жизни? Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья – все
вокруг желтое. Поэтому осень называют
желтой, золотой. Обратить внимание, как один листик летит к земле, другой кружится
и медленно ложится на землю. Листья легкие, поэтому они медленно летят. Труд. Уборка участка
детского сада от опавших листьев. П\ и: "Северные олени". "У оленя дом
большой". Прыжки на двух ногах с
продвижением вперед. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Грибники". "Сложи узор". Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке Пальчиковая гимнастика "Ветерок" Картотека № 19 Наблюдение за осенними
цветами Цель – учить различать цветущие растения от не цветущих
растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений Беседа Мой сад с каждым днем увядает, Помят он, поломан и пуст. Хоть пышно еще доцветает Настурций в нем огненный куст… Обратить внимание на осенние цветы на клумбе, узнать, какие
цветы знакомы детям, познакомить с новыми цветами. Как нужно относиться к
растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».
Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: есть соцветия,
трава и цветы ниже, чем деревья. Как
ухаживать за цветущими и не цветущими растениями? На клумбе цветут астры:
синие, красные, белые. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают
красивым участок детского сада. Труд. Уборка участка от
сухих веток. П\ и: "Найди, где спрятано". "Прыгай
выше". Развитие движений в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Красный,
зеленый". "Больше–меньше". Самостоятельная игровая деятельность. Прыганье по кочкам. Пальчиковая гимнастика
"Букет" Картотека № 20 Наблюдение за рябиной Цель – продолжать наблюдение за рябиной осенью; учить находить
сходство и различия красной и черной рябины. Беседа С рябиной свежей вазу поставили на стол. Ее заметил сразу лишь в комнату вошел. Есть рябину я не стану, лучше краски я достану, Нарисую ягодки — влажные и яркие, В каплях — бусинки росы удивительной красы. Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе
кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в
осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые
кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не
только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она —
любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают
лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в
берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов,
пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в
красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.
Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины? Как рябина
используется в народном хозяйстве? Труд. После сбора урожая приведение в порядок земельной
площади огорода и цветника. П\ и: "Поймай мяч". "Огородники". Бег с
препятствиями. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди
сходство и отличия". "Парные картинки". Самостоятельная игровая деятельность. Посчитать, сколько
стволов в кусте, сколько гроздей. Пальчиковая гимнастика "Ягодка рябинка". Картотека № 21 Наблюдение за небом Цель: познакомить детей с внешними особенностями осеннего
неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба. Беседа Потемнело все кругом! Дождик крупный, как горох! Тучи по небу бегом И гремит: - Грох, грох, грох! Небо в начале осени – голубое. Солнца на небе не видно, его
закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе – будет дождь
или снег. Почему небо голубое? Небо кажется нам голубым, однако ночью или в космосе небо
выглядит черным. Голубизна дневного неба создается находящимся в атмосфере
Земли молекулами газа и другими частицами. Молекулы газа и частицы рассеивают
солнечный свет, который состоит из гаммы цветов. Голубой сильнее всего
рассеивается и отражается к нам на Землю. Труд. Сбор
лекарственных растений. П\ и: "Совушка". "У оленя дом большой".
"Смелые ребята". Индивидуальная работа. Дидактические игры.
"Магазин". "Улыбка". Самостоятельная игровая деятельность. Сбор семян. Игры с
песком. Пальчиковая гимнастика "Туча".