Картотека прогулок на
ноябрь в средней группе (часть 1)
Прогулка
на воздухе – лучшее средство укрепления здоровья, профилактики простудных
заболеваний, повышения иммунитета, является самым простым и верным средством
закаливания ребенка. Благодаря прогулке совершенствуется физическое развитие
ребенка. Естественно, каждая прогулка сопровождается двигательной активностью
малыша, во время подвижных игр происходит тренировка различных групп мышц,
развивается координация движений, а также быстрота реакции, сила и
выносливость.
Наблюдение
за специальным транспортом № 1
Цель
– расширять знания о специальном транспорте; обогащать
словарный запас.
Беседа
Красная
машина по дороге мчится,
Ей
на место поскорей надо появиться.
Там
огня необходимо погасить лавину,
Все
зовут пожарной красную машину.
"01"
— две эти цифры часто набирают,
Значит
осторожными не всегда бывают.
Какие
специальные машины вы знаете? (Скорая помощь,
пожарная,
снегоуборочная, поливальная, милицейская.) Для чего нужны эти машины? (Чтобы
помогать людям.) Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы
помочь пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.)
Останавливаются ли у светофора машины, едущие
с включенной сиреной? (Нет.) Почему? (Они спешат на помощь людям.)
Назовите
их. («Скорая помощь», пожарная и милицейская.)
Труд.
Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных,
сухих веток кустов и деревьев, их уборка.
П\
и: "Пчелы и медвежата", "Мяч водящему". Игровые
упражнения
со скакалкой.
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Пальчики
малышки".
"Узнай по цвету".
Самостоятельная
игровая деятельность. Игры с листьями и ветками.
Пальчиковая
гимнастика "Машина"
Наблюдение
за песком № 2
Цель
– дать элементарные представления о свойствах песка. Развивать у детей
творческие способности. Формировать культурно-гигиенические навыки, выявить
свойства песка и почвы, их сходства и отличия.
Беседа
Он
очень нужен детворе,
Он
на дорожках во дворе,
Он
и на стройке, и на пляже,
И
он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Сухой
песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного
песка можно лепить куличи и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой.
После игры с песком нужно мыть руки. Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи? (хорошо
пропускает воду). Где и как люди могут использовать песок, учитывая его
свойства? (Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому, его
используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве
стекла). Сравнить цвет сухого и сырого
песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить
внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего,
чем отличаются. С детьми старших групп уточнить и закрепить знания о свойствах
песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с
помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли
растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время
проверить, где есть всходы.
Труд.
Убрать песочницу от песка.
П\
и: "Коза и волк". "Два
барана". Ходьба по веревке.
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Что получилось". "Овощи и
фрукты".
Самостоятельная
игровая деятельность. Игры с песком.
Пальчиковая
гимнастика "Я мешу".
Наблюдение
за пауком № 3
Цели
– продолжать расширять представления об особенностях
внешнего
вида пауков, их жизни; формировать интерес к окружающему
миру.
Беседа
Какую
пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.) Чем пауки ловят насекомых? (Плетут
для них сети.) Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается
ветром и дождем.)
На
кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жучков.) Пауки —
хищники?
(Да, они питаются другими насекомыми — мухами, комарами, жучками и бабочками.)
Когда у пауков появляются малыши? (В конце лета.) Где выводятся новорожденные
паучки? (Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и
откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются новорожденные
паучки. Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама-паучиха кормит
малышей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.)
Куда исчезают пауки осенью? (С наступлением
зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины, старых пней и
засыпают до весны.)
Как
по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой пауки не
раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над
новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных
дней.) Из скольких частей состоит тело паука? (Из двух - головогрудь и брюшко.)
Труд.
Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы).
П\
и: "Один — двое", "Пройди
бесшумно". Продолжительный бег в
медленном темпе.
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "На что похоже". "Картинки".
Самостоятельная
игровая деятельность. Взять лупу и рассмотреть паука.
Пальчиковая
гимнастика "Паучок"
Изучаем
транспорт № 4
Цель
— научить различать и называть виды общественного
транспорта.
Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.
Беседа
Отойдите!
Я — машина!
И
внутри меня — пружина!
И
с утра всегда она
На
весь день заведена.
Рассмотреть
замеченный стоящий поблизости автомобиль.
Определить
цвет, посчитать колеса. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить,
зачем нужны фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество.
Вспомнить, какой общественный транспорт они знают. С детьми уточнить, где ездят
машины. Как переходить улицу. С какой стороны у машины руль. Познакомить с
профессией водителя. Чем эта профессия отличается от других? Какова нужность
водителя? Следует ли водителю соблюдать правила дорожного движения? Почему?
Труд.
Очистить дорожки для автомобилей.
П\
и: "Поезд"». "Светофор". Пройти по кривой дорожке (ходьба
по ограниченной поверхности).
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Угадай по описанию". "Как гудит и
едет машина?"
Самостоятельная
игровая деятельность. "Выложи из камней" — выложить из камней
машинку. Рисование на песке.
Пальчиковая гимнастика "Есть игрушки у
меня"
Знакомимся
с работой дворника № 5
Цель
– познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая
значимость
труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные
операции
и их целесообразную последовательность для достижения
цели.
Беседа
Встает
дворник на заре,
Крыльцо
чистит на дворе.
Дворник
мусор уберет
И
дорожки разметет.
Обратить
внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна
профессия
дворник, какие орудия труда используются в работе. Наметить с детьми, что нужно
сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме:
прополоть, обрезать сухие ветки.
Голичок
на длинной ножке
Пляшет
прямо на дорожке,
Убирает
все дотла.
А
зовут меня... (метла).
Скручена,
связана,
На
кол посажена,
А
по улице пляшет. (Метла)
Зубасты,
а не кусаются. (Грабли)
Труд. Собрать крупный мусор.
П\
и: "По ровненькой дорожке".
Ходьба по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. "Пружинка".
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Что
делает?"
"Сделай
сам".
Самостоятельная
игровая деятельность. Собрать мелкие камешки в
корзину.
Пальчиковая
гимнастика "Дружные ребята".
Что
нам подарила осень № 6
Цель
— закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.
Беседа
Здравствуй,
осень! Здравствуй, осень!
Хорошо,
что ты пришла.
У
тебя мы, осень, спросим:
Что
в подарок принесла?
Воспитатель
предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень.
(Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т. д.) Назвать
3—4 плода, их величину и цвет. Старшие дети могут сказать, на что похожи
облако, листья, солнце. Назвать 5—6 плодов, уточнить их запах и вкус.
Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие "хрупкий". Рассказать,
кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими
лечится. Взрослые осенью убирают урожай
на огороде. Овощи растут в земле. Овощи различаются листьями: у огурца –
колючие,
большие,
у помидоров – резные, у репы – большие, гладкие.
Труд.
Собрать и засушить красивые листья для поделок.
П\
и: "Овощи". "У медведя во бору". Пройти по листикам, четко
наступая на выложенную дорожку.
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Назови одним словом".
"Урожай".
Самостоятельная
игровая деятельность. Игры с песком —
печем пироги с морковкой, картошкой.
Пальчиковая гимнастика "В огород
пойдем"
Изучаем
увядшие растения № 7
Цель
— уточнить изменения в неживой природе, происходящие
на
земле.
Беседа
Осень
наступила, высохли цветы,
И
глядят уныло голые кусты.
Вянет
и желтеет травка на лугах,
Только
зеленеет озимь на полях.
Перед
заморозками можно увидеть еще не расцветшие растения:
астры,
гвоздики и другие. Предложить выкопать их и пересадить
в
ящики, где они будут цвести до декабря. Обратить внимание на
торчащие
былинки, которые остались от однолетней травы.
Отцвели
цветы. Отметить, как нарушают красоту увядшие цветы, собрать семена цветов.
Обратить внимание старших детей на
белый
налет, который покрыл всю поверхность земли и травы, —
это
иней. От солнца он тает, почва становится твердой. Осенью
часто
стелется туман, это охлажденные капельки воды повисли в воздухе.
Труд.
Убрать сухую траву граблями.
П\
и: Отбивание мяча от земли. "Мой веселый звонкий мяч".
"Мы веселые ребята".
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Наоборот".
"Выложи
узор".
Самостоятельная
игровая деятельность. Нарисовать что-либо
по желанию на влажной земле.
Пальчиковая гимнастика "Цветы в
корзине"
Наблюдение
за сорокой № 8
Цель
– формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках,
повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.
Беседа
Всюду
я летаю,
Все
на свете знаю.
Знаю
каждый куст в лесу:
Может
быть, меня за это
И
зовут лесной газетой.
Как выглядит сорока? Чем она питается? Как
стрекочет?
Сорока
имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка.
«Белобока» - потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья
черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и
прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с
места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием
сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали
за то, что она любит все яркое, блестящее. Сороки питаются гусеницами, мошками,
жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена
растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам,
угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а
перебирается поближе к людям.
Труд.
Сбор урожая овощей.
П\
и: "Волк и козы", "Самолеты", Прыжки на двух ногах.
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Самый быстрый". "Смотри и
делай".
Самостоятельная
игровая деятельность. Рисование на песке, выкладывание силуэтов из камушек.
Пальчиковая
гимнастика "Сорока"
Первый
снег № 9
Цель
— закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему
тает первый снег.
Беседа
Снежок
порхает, кружится,
На
улице бело.
И
превратились лужицы
В
холодное стекло.
Понаблюдать,
как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной
коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и
град. Почему тает первый снег.
Ноябрь–
последний месяц осени, скоро настанет зима. Заметить, что
реки
покрылись льдом. В народе говорят: "Снег, выпавший на зеленую листву,
стаивает в ближайшие два-три дня", "Первый снежок — належек; первый
прочный снег выпадает ночью". Третье свое дело завершает осень: раздев
лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг:
исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле присыпанной снегом,
все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и
выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь,
из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял... А ночью
снова мороз
ударит.
Пока он еще невелик — а зевать не велит. Как долго лежит
первый
снег? (Два-три дня.) Какой он на ощупь? (Мокрый.) Когда
выпадает
первый прочный снег? (Ночью.)
Труд.
Утепление снегом корней деревьев
П\
и: "Раз, два, три — беги!". "Попади в обруч". Метание в
цель снежков.
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Доскажи фразу".
"Выложи
сам".
Самостоятельная
игровая деятельность. Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.
Пальчиковая
гимнастика "Снежок".
Очаровательный
сорняк № 10
Цель
– дать детям представление о том, что в природе важны все растения; познакомить
с внешним видом одуванчика и его изменениями в течение суток.
Беседа
Носит
одуванчик
Желтый
сарафанчик.
Подрастет
– нарядится
В
беленькое платьице:
Легкое,
воздушное,
Ветерку
послушное.
Цветок
начинает раскрываться утром, а закрывается, когда
садится
солнце. Перед дождем одуванчики закрываются, а в ненастную погоду не
открываются.
Утром
одуванчик закрыт. Днем головка раскрыта и повернута в сторону солнышка. В дождливую погоду одуванчики и днем
стоят
с закрытыми головками. Вывод: одуванчики, как и дети, просыпаются утром, а
вечером засыпают. По этим цветам можно определять время суток. Одуванчик растет
везде: вдоль дорог,
на
лугу, по краям лесных тропинок, у домов, на газонах, на
огородах.
Он не растет на болоте.
Труд.
Сбор листьев для занятий.
П\
и: "Раз... беги", "Автомобиль", Прыжки на двух ногах.
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Считай, не отставай". "Смотри и
делай".
Самостоятельная
игровая деятельность. Рисование на песке, выкладывание силуэтов из камушек.
Пальчиковая гимнастика "Одуванчик"
Наблюдаем
за дождливой погодой № 11
Цель
— познакомить с наиболее типичными особенностями
поздней
осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.
Беседа
Скучная
картина!
Тучи
без конца,
Дождик
так и льется,
Лужи
у крыльца...
В
дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить
послушать,
как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на
дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут
часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи. Детям в дождливую погоду предложить
посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить
внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди
так одеты? Дождь может быть теплый и холодный. После дождя все кругом мокрое.
Идет дождь - появляются лужи. Капли дождя стучат по крышам.
Труд.
Опрыскивать комнатные цветы.
П\
и: Ходьба по ребристой дорожке. "Удочка". "Рыбак".
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Придумай предложение". "Как шумит
вода".
Самостоятельная
игровая деятельность. Графический диктант -нарисовать, как идет дождь из тучки.
Рисование на мокром песке.
Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять".
Наблюдаем
за солнцем № 12
Цель
— познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с
солнцем, с понятием «продолжительность дня».
Беседа
Солнце
землю осмотрело,
Каждый
луч оставил след.
В
мире нет важнее дела,
Чем
дарить тепло и свет.
Поддержать
у детей радостное настроение перед прогулкой в
солнечный
день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не
так
сильно греет, как летом. Спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить
ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание
детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.
Детям
можно дать задание понаблюдать: утром — когда встает солнышко, вечером — когда
солнышко садится. (Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.)
Труд.
Подмести участки, освещенные солнцем.
П\
и: Бросить мяч вверх к солнышку и поймать. "Горелки".
"Перелет".
Индивидуальная
работа. Дидактические игры. "Ласковые слова". "Выложи
сам".
Самостоятельная
игровая деятельность. Игры с водой и песком.
Пальчиковая
гимнастика "Солнышко"