Картотека прогулок на ноябрь в средней группе (часть 2)
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Наблюдаем за небом и облаками № 13
Цель — продолжить закреплять знания о явлениях неживой
природы. Уточнить понятие «туча».
Беседа                               
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит...
Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно
(чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.)  Предложить посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная».
Труд. Сбор природного материала для поделок.
П\ и: Прыжки в высоту на месте. "Пузырь". "День — ночь".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Какое небо?".
"Чего не хватает".
Самостоятельная игровая деятельность. "Нарисуй палочкой".
 Пальчиковая гимнастика "Облако по небу плывет".
Наблюдение за грузовым транспортом № 14
Цель – учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Беседа             
Сам в кабину не могу я залезть пока.
До чего же велико колесо грузовика.
В кузов даже заглянуть не удастся мне,
Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.
А в кабине виден руль, дверца на замке.
Но унес ключи шофер на своем брелке.
Подожду его чуть-чуть — у него обед,
Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.
Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.) К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту). Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.) На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеленый.) Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.) Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)
Труд. Уборка опавших листьев.
П\ и: "Защити товарища", "Стой — беги". Ходьба по бревну.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Угадай".
 "Вправо – влево".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию детей.
Пальчиковая гимнастика "Автомобиль"
Наблюдение за пешеходом № 15
Цель – закреплять знания о пешеходной части дороги,
правилах дорожного движения.
Беседа          
Должен помнить пешеход: есть сигналы светофора —
Подчиняйся им без спора! Желтый свет — предупреждение:
Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут! Красный свет нам говорит: —
Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти!
Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги. Проводит беседу. Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.) Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.
Воспитатель подводит детей к переходу. Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, здесь стоит
 знак "Пешеходный переход" и на дороге начерчены широкие
 белые полосы.
Труд. Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших
листьев к корням деревьев.
П\ и: "Стая", "Светофор". Развитие движений.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Зевака". "Скажи правильно".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с опавшими
листьями.
 Пальчиковая гимнастика "Светофор".
Наблюдение за муравьем № 16
Цель – расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.
Беседа                          
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете работящий лесной муравей. Как выглядят муравьи? Как они передвигаются? Чем питаются? Как называется муравьиный дом? Из чего муравьи строят свой дом? Какие враги есть у муравьев? Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Труд. Сбор урожая кабачков на огороде.
П/ и: «Один — двое», «Пройди бесшумно». Развитие движений
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Угадай".
 "Вправо – влево".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию детей.
Пальчиковая гимнастика "Муравей"
Наблюдение за снегом и льдом № 17
Цель – закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.
Беседа
Из чего состоит лед? Какие свойства льда (снега) вам знакомы? Как
образуются снежинки?
Мы — снежинки!
Это мы — Парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим.
Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости. Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки. Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.) Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.) Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; темный грязный снег сходит раньше чистого и светлого.
Исследовательская деятельность
Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках. Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.  
Труд. Уход за растениями, растущими на участке.
П/и: "Волк во рву", "Мышеловка". Лазанье.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Посчитай".
 "Послушный язычок".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию детей.
Пальчиковая гимнастика "Льдинка"
Наблюдение за снегопадом № 18
Цель – уточнить представления о свойствах снега; закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.
Беседа                            
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную —
На землю просится...
В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега. Где образуются снежинки? На что они похожи?
Исследовательская деятельность
Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.
Труд. Сбор снега в кучу для постройки горки.
П\ и: "Ворона — воробей". "Не сбей флажок". Ходьба "змейкой" между предметами, не сбивая их.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Уточни". "В лесу".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом и формочками.
 Пальчиковая гимнастика "Снежинка"
Наблюдаем за насекомыми № 19
Цель — познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.
Беседа                                
Все поле у околицы —
Большой кузнечный цех.
Здесь так работа спорится —
В ушах звенит у всех!
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. С детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?
Труд. Построить муравейник.
П\ и: Ползание по бревну. "Жуки". "Змейка".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Угадай по описанию". "Звукоподражание".
Самостоятельная игровая деятельность. "Построй муравейник" — построить из травинок муравейник.
 Пальчиковая гимнастика "Улей"
Наблюдение за вертолетом № 20
Цель – закреплять знания о воздушном транспорте; формировать интерес к профессии пилота.
Беседа
Без разгона ввысь взлетит —
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш российский ... (вертолет)
Как выглядит вертолет? (Большой, с большим винтом наверху.)
Чем вертолет похож на стрекозу? (Внешним видом.)
Какие бывают вертолеты? (Санитарно-спасательные, военные, грузовые.) Какая профессия у человека, управляющего вертолетом? (Пилот.) Какие еще виды транспорта вы знаете? (Наземный, водный, подводный.) В чем различия между вертолетом и самолетом? (У самолета скорость больше, чем у вертолета; вертолет может зависать в воздухе, а самолет нет; для взлета самолету нужна взлетная полоса, а вертолет может подняться с места.)
Труд. Уборка участка.
П/ и: "Самолеты". "Жмурки". "Перейти речку".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Переполох". "Детеныши".
Самостоятельная игровая деятельность. "Построй стоянку" —
 построить из травинок муравейник.
Пальчиковая гимнастика ""Самолеты".
Наблюдение за крапивой № 21
Цель – развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Беседа
Красиво выглядит крапива,
А поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается.
О каком растении говорят? (О крапиве.)
Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна. Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе. Правила поведения на природе
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.
Труд. Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема.
П/ и: Прыжки на двух ногах до флажка и обратно. Эстафета.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Красивые слова".
"Родители и дети".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с камнями.
 Пальчиковая гимнастика "Цветочки".