Конспект
занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: «Гномы
— любители овощей»
Программное содержание:
1. Уточнить и
систематизировать знания о профессии овощевода.
2. Расширять
знания и представления об овощах.
3. Развивать
зрительное внимание, учить находить на картине главные предметы, устанавливать
связи между ними.
4. Учить
давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая детей к составлению
рассказа по картине (по плану с зрительной опорой на набор игрушек).
5. Развивать
связную речь, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки
речевого общения.
6. Развивать
наблюдательность, память, творческое воображение, фантазию, логическое и
образное мышление, находчивость; устанавливать простейшие причинно-следственные
связи; делать обобщение.
7. Развивать
общую моторику, координацию движений.
8. Воспитывать
доброту желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
9. Развивать
эмпатию. Учить понимать других существ.
10. Воспитывать
уважение к труду сельских тружеников, интерес к сельскохозяйственному труду.
Оборудование
Картина
«Уборка овощей», 3 игрушечные фигурки гномов (в зеленом, в красном и в желтом
костюмчиках), кукла в рабочем костюме овощевода игрушечный грузовичок, мяч,
корзина, овощи небольшого размера по количеству детей, картина-схема овощей в
разрезе, нарезанные небольшими кусочками овощи на блюдечке, цветные фломастеры,
ребристые доски (3 шт.).
Предварительная работа
1. Экскурсия
к овощному ларьку или на базар.
2. Беседа на
тему «Насекомые. Какие они?».
3. Чтение
рассказов «Весенние заботы», «Летом в огороде немало дел!» по Т. Шорыгиной;
«Кто как одет» Э. Шим.
4. Опытное
выращивание овощей в детском саду.
Ход
занятия
Воспитатель. Ребята! Сегодня к нам пришли гости. А
кто они такие, попробуйте угадать.
Маленькие
человечки
Живут в лесу
густом,
На солнечной
полянке
Находится их
дом.
Злато, камни
добывают,
Белоснежку
охраняют.
Дети. Это гномики.
Воспитатель
выставляет перед детьми игрушечных гномиков. Гномики здороваются, знакомятся с
детьми (за гномов играет и разговаривает взрослый).
Воспитатель. Гномики придумали для себя новые имена.
Имя каждого соответствует какому-нибудь времени года. Угадайте, как зовут
гномиков?
Дети. Гномик в зеленой одежде — это Весна, гномик в красной
одежде — это Лето, гномик в желтой одежде — это Осень.
Воспитатель. А какого гномика не хватает, и в какой
он должен быть одежде?
Дети. Это Гномик-Зима. Он должен быть в белой или голубой
одежде.
Воспитатель. Как вы думаете, где же Гномик-Зима,
почему он к нам не пришел?
Предположения детей.
Гном-Весна. Ребята! А вы знаете, что такое витамины?
В чем они есть? Ответы детей.
Гном-Лето. Для чего людям витамины? Ответы детей.
Гном-Осень. Какими овощами кормит вас мама?Ответы детей.
Воспитатель. Наши новые друзья очень любят лакомиться
овощами. Попробуйте отгадать, какие овощи они любят?
Игра «Угадай, что в руке»
Дети встают в
круг, руки убирают за спину. Воспитатель кладет каждому ребенку в руки
небольшой овощ. Ребенок на ощупь определяет, твердый овощ или мягкий, гладкий
или шершавый, говорит какой он формы, называет его. Дети складывают все овощи в
корзину.
Воспитатель. Эти овощи гномы принесли нам в подарок.
Из них повара приготовят вкусный обед. Какие овощи принесли гномики? Назовите
слова-признаки.
Дети. Вкусные, полезные, разноцветные, свежие, твердые, сочные,
хрустящие.
Воспитатель. Гномики очень запасливые. Однажды они
принесли в свой домик столько овощей, что даже не знали куда их девать. Но
Белоснежка нашла выход. Догадайтесь, что она сделала с овощами.
Дети. Она их засолила, замариновала, посушила, заморозила, законсервировала.
Воспитатель. Гномики хотят, чтобы вы угадали их
любимые овощи, а также что из этих овощей готовит для них Белоснежка.
Круглая,
зеленая, большая.
На вкус —
хрустящая такая,
Витаминов
много в ней,
Ешь ее ты поскорей.
Дети. Это капуста.
Воспитатель. Что готовят из капусты? Ответы детей.
Воспитатель.
Клубеньки в
земле растут,
Маленькие и
большие,
Шишковатые
такие.
Выкопаешь
куст —
И они тут как
тут.
Дети. Это картошка.
Воспитатель. Что готовят из картошки? Ответы детей.
Воспитатель. Гномики сказали мне, что они больше
всего любят есть щи из капусты и печеную картошку. А на третье они любят пить
сок. Угадайте какой?
Игра «Назови, какой это сок»
Один из
гномиков бросает мяч кому нибудь из детей и называет овощ. Например «Огурец».
Ребенок бросает мяч обратно: и отвечает: «Огуречный». Далее: капуста — капустный; морковь — морковный; томат — томатный; тыква — тыквенный; свекла — свекольный; картошка — картофельный.
Воспитатель. Любимый сок гномиков оранжевого цвета.
Назовите его.
Дети. Это морковный сок.
Воспитатель. Однажды гномики решили сами выращивать
овощи, то есть стать огородниками. Угадайте, семена, каких овощей нарисованы на
этой картинке. Дорисуйте изображения и назовите, какой это овощ.
Воспитатель
выставляет картинку-схему овощей в разрезе и вызывает только детей, сколько овощей
нарисовано на картинке. Дети дорисовывают их, называют какой это овощ и садятся
на свои места. Затем воспитатель вызывает такое же количество детей и
предлагает им оживить овощи: нарисовать глазки, носики, ротики, ушки, чтобы,
получилась красивая реклама овощей. Воспитатель переворачивает картинку.
Воспитатель. Эту рекламу мы передадим в магазин.
Сейчас я попрошу кого-нибудь из вас вспомнить и назвать овощи, нарисованные на
картинке. А вы, если услышите звук [К] в слове, хлопните в ладоши.
Дети хлопают,
когда слышат слова капуста, морковка, картошка, кабачок, тыква, свекла,
петрушка, укроп, редька, редиска, лук и не хлопают, когда слышат слова помидор,
горох, огурец, репа, сельдерей.
Воспитатель. Продолжим нашу историю про маленьких
сказочных человечков. Осенью посадили гномы семена в песок, полили их ледяной
водичкой, утоптали грядки ножками, чтобы разные жуки и червяки не ползали,
грядки не портили, семена не ели. Да еще подавили посередине огорода огромное
пугало. Сидят и ждут, а овощи что-то не растут. Почему?
Дети. Семена овощей сажают весной, а не осенью.
— Семена сажают в рыхлую землю, чтобы к
ним попадали воздух и вода.
— Червяки и некоторые другие насекомые рыхлят
землю. Этим они приносят пользу, их уничтожать нельзя.
— Грядки лучше поливать теплой водой,
тогда семена быстрее прорастут.
— Летом надо ухаживать за посевами, прореживать
их, пропалывать.
— Осенью убирают урожай.
Воспитатель.Давайте покажем гномикам, как мы помогаем нашим родным на даче выращивать
урожай овощей. Они посмотрят и запомнят, как это делать правильно.
Физкультминутка «Растим овощи»
Мы лопатки
взяли,
Землю
раскопали,
Ее мы
удобряли,
Все вместе
разрыхляли.
Грабли в руки
взяли,
Грядки
разровняли.
Семена
сажали,
Из лейки
поливали.
Мы мотыгу
взяли
И сорняки
убрали.
Все под
солнышком растет.
Вырос, вырос
огород!
Дети
имитируют действия огородников.
Воспитатель. Ребята, какие орудия труда и инструменты
помогают огородникам в работе?
Дети. Это лопата, грабли, мотыга, тяпка, лейка.
Гномик-Весна. Ребята! Составьте, пожалуйста,
предложения со словами «пашут», «сеют», но все эти предложения должны быть о
весне. Дети выполняют задание.
Гномик-Лето. А я попрошу составить предложения со
словами «поливают», «рыхлят», «пропалывают». Эти предложения должны быть о
лете. Дети выполняют задание.
Гномик-Осень. Мне бы хотелось, чтобы вы составили
предложения об осени, в которых были бы слова «собирают», «помогают». Дети выполняют задание.
С помощью
воспитателя предложения можно увеличить за счет ввода второстепенных членов,
слов-признаков, слов-действий.
Воспитатель. Гномики мне шепчут, что сейчас как раз
осень. Им очень хочется посмотреть, как люди убирают урожай овощей с больших
полей. А вы, ребята, хотите это увидеть?
Дети. Да.
Воспитатель
Путь не близкий. Все овощные поля находятся за городом Нам непременно надо
подкрепиться вкусными овощами. А чтобы было интересней, поиграем.
Игра «Узнай овощ на вкус»
Детей
закрывают глаза. Воспитатель угощает каждого ребенка небольшим кусочком
какого-нибудь овоща и предлагает назвать, какой он на вкус (сочный или сухой;
кислый, горький или сладкий) и что это за овощ. Гномики хвалят детей и делают
вид, что сами «угощаются».
Воспитатель. Ребята, почувствуйте, сколько у вас
сразу прибавилось сил. Вы даже выросли. Пойдем до овощного поля пешком.
Сельская дорога неровная.
Воспитатель
или помощник воспитателя кладут на пол три ребристые доски. Дети снимают обувь
и идут по доскам, повторяя слова за воспитателем. За гномиков говорит взрослый.
Дети (повторяя за воспитателем).
Большие ноги
Шли по
дороге:
Топ, топ,
топ,
Топ, топ,
топ.
Гномы
Маленькие
ножки
Бежали по
дорожке:
Топ, топ,
топ, топ, топ,
Топ, топ,
топ, топ, топ.
Воспитатель. Вот мы и на месте.
Воспитатель
выставляет перед детьми картину «уборка овощей». Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Сейчас осень. Какие приметы осени вы
видите на картине?
Дети. Небо хмурое. Вдали виден лес с пожелтевшей листвой. Птицы
улетают в теплые края. Люди убирают урожай овощей.
Воспитатель. Почувствуйте, чем здесь пахнет?
Дети. На поле пахнет свежестью, землей, овощами и немножко бензином.
Воспитатель. Что это за поле?
Дети. Это картофельное поле.
Воспитатель. Что делают овощеводы на поле?
Дети. Они выкапывают картошку.
Воспитатель
ставит рядом с картиной куклу в рабочей одежде.
Воспитатель. Посмотрите на этого человека. Он одет
так же, как люди на полях. Потрогайте его и скажите, какая на нем надета
одежда?
Дети. Рабочая, легкая, теплая, прочная, темная, не маркая.
Воспитатель. Назовите машины, которые помогают
овощеводам убирать урожай.
Дети. Это трактора, грузовики, картофелеуборочные машины.
Воспитатель
выставляет у картины игрушечный грузовичок.
Воспитатель. Чем похожи и чем отличаются настоящий
грузовик и игрушечный? Ответы детей.
Воспитатель. Куда везут шоферы грузовиков картошку и
капусту?
Дети. В магазин, на рынок, в овощехранилище, на фабрику, где
делают чипсы и консервы.
Воспитатель. Как вы думаете, что делают люди на
дальнем конце картофельного поля?
Дети. Они собирают картошку, которая осталась в земле после
работы картофелеуборочной машины.
Этюд «Раз картошка, два картошка»
Воспитатель. Представьте себя картошечкой, которую
забыли выкопать из земли. Расскажите, что вы чувствуете.
Дети садятся
или ложатся на коврик, сворачиваются клубочком.
Дети. Я тут. Скорее вытащите меня.
Я боюсь
темноты, хочу увидеть свет.
Если меня не
найдут, я размокну от сырости, замерзну от мороза.
Хочу стать
чипсами!
Воспитатель. Что было бы, если бы люди не выращивали
овощи для всех нас?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, ребята. Труд овощевода очень нужен и
важен. Как вы думаете, какими качествами должен обладать овощевод?
Дети. Он должен быть трудолюбивым, настойчивым, крепким,
здоровым, сильным, терпеливым.
Воспитатель. Гномики просят, чтобы вы рассказали о
выращивании овощей на больших полях, и сами хотят нам в этом помочь.
Воспитатель выдвигает вперед фигурку
Гномика-Весна.
Воспитатель. Этот гномик просит рассказать о работе
овощеводов весной. Вспомните рассказ «Весенние заботы», который мы читали.
Дети выполняют задание.
Воспитатель
выдвигает вперед фигуру. Гномика-Лето.
Воспитатель. Этот гномик просит рассказать о работе
овощеводов летом. Вспомните рассказ «Летом в огороде немало дел!», который мы
читали.
Дети выполняют задание.
Воспитатель
выдвигает вперед фигуру Гномика-Осень, куклу в рабочей одежде и грузовичок.
Воспитатель. Этот гномик просит рассказать обо всем,
что мы видели на картофельном поле. Об овощеводах, об их труде и специальной
одежде поможет вам рассказать кукла овощевода. А о машинах, которые помогают им
убирать урожай, напомнит этот игрушечный грузовичок. Начать рассказ можно так:
«Ранней весной вышли в поле трактора пахать земле. Когда земля согрелась...»
Дети
закрепляют, воспроизводят план рассказа, глядя на игрушки. Сначала рассказывают
по цепочке, затем, один ребенок пересказывает рассказ целиком. В конце занятия
дети вместе со взрослым определяют, какие рассказы им показались наиболее
интересными и почему.
Воспитатель.
На одной
ножке покрутись
И в детский
сад ты возвратись.
Дети
возвращаются в группу.