Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Родина-мать зовёт».
 
Цель: Познакомить детей с праздником – 9 мая. Продолжать воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне. Формировать мнение о недопустимости повторение войны.
Планируемые результаты: умеют, выражает свои эмоции при прослушивании мелодии. Высказывает  собственную точку зрения. Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.
 
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением военных, военной техники в годы войны, фотографии ветеранов и медалей.
 
Содержание беседы
 
1. Введение игрового момента (загадки).
Преклоним колени пред памятью павших,                        
И всем ветеранам поклонимся нашим.
За нашу Победу, за их ордена и медали, 
За мир и покой, и счастливую жизнь, что нам дали. 
Спасибо военным, опоре для нашей страны,                                   
Что мир охраняют, чтоб не было больше … (войны)


 Он готов в огонь и бой,
 Защищая нас с тобой.
 Он в дозор идёт и в град,
 Не покинет пост. (Солдат)
 
2. Ознакомление с Великой Отечественной войной.
Ребята приближается праздник – День Победы (9 мая). Кто знает, что это за дата? Кого поздравляют в этот день? (Ответы детей).
Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
Минута молчания
Люди! Замрите! ­
Минута молчания.
Пусть только сердце
Бьётся отчаянно,
Пусть только птиц
Не смолкает звучание ­
Им так положено,
И не случайно!
Эта минута ­-
Минута молчания ­
Не от отчаяния,
Не от отчаяния!
Эта минута ­-
От жизни минута!
Память кому-то!
Память кому-то!
Пусть поживут среди нас
Хоть минуту!
В это мгновенье
Их так помянуть бы:
Всех ­поименно!
Всем ­по минуте!
И в миллионах
бесценных минут
Десятилетия скорби
Пройдут...
Холод ползёт по спине
Не случайно, и тишины
Жутковато звучание,
Пламя огня
Завывает отчаянно ­
Так догорает
Минута молчания...
 
У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, такие времена, когда наступают тяжёлые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех людей и большая вера в то, что любимая Родина, Родина-мать, всё преодолеет. Такое тяжёлое испытание выпало на долю нашего народа, когда началась великая война. Её назвали Отечественной, потому что нужно было защищать своё Отечество от врагов, которые хотели отнять и саму родину, вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну? (ответы детей)
Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял человек, захотевший отнять у других народов земли, города и сёла, заводы и фабрики и таким путём сделать свою страну богатой. Он,  как злой волшебник, словно заколдовал свой народ и убедил его в том, что для процветания Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжёлая и грозная война, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.
                       Звучит аудиозапись песни «Вставай страна огромная»
(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
Фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди ещё спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий. Это было очень страшно, всё горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удалось не многим. Вот как вспоминает о начале войны женщина, которой было тогда всего 7 лет, почти как вам, ребята:
«В мае 1941 года мне исполнилось семь лет, и я с нетерпением ждала сентября, так как была уже записана в первый класс. Увы, в первом классе мне не суждено было учиться, через год начала со второго. Но это произошло уже совсем в другой жизни, разделённой пропастью блокады. Мы с мамой жили в Детском Селе, тогда говорили просто – Детское. Начало войны запомнилось песней «Тучи над городом встали…», а над городом летнее голубое небо с легкими облаками, по которому летят самолёты. Очень-очень скоро стали стрелять, многие прятались в щель, узкую земляную траншею, убежищ, поблизости не было. Уже в школе – августе жители начали покидать город, ленинградский поезд брали штурмом. В толчее при отъезде меня столкнули с перрона под колёса поезда, показалось, что упала далеко вниз, но испугаться не успела, тут же меня подхватили и вытащили чьи то руки, втолкнув затем в вагон. Через некоторое время мама ездила в брошенный дом за вещами. Рассказала, что от разрывов снарядов стены ходили ходуном» («Долгий путь из войны», автор В. Левецкая).
Нападение фашистов стало неожиданным для нашего народа, поэтому врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. Посвей, стране передавались сообщения о начале войны, люди, с болью молча, слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы справиться с этой победой. На защиту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика, и все стремления, все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовёт! Всё для  фронта, всё для победы!» - так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдавать все силы на исполнение этих призывов.
Накануне этого страшного утра, когда началась война, у школьников был выпускной бал, они радовались окончанию школы и строили планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыться, потому что большинство мальчиков ушли на фронт, и многие из них погибли. Девочки работали в госпиталях, но некоторые из них воевали, чтобы приблизить долгожданную победу. Вот как говорится об этом в стихах поэтессы Юлии Друниной, которая сразу после школы тоже ушла на фронт и воевала до самой победы:
                                  Нет, это не заслуга, а удача –
                                  Стать девушке солдатом на войне,
                                  Когда б сложилась жизнь моя иначе,
 Как в День Победы стыдно было б мне!..
Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, которые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждёт впереди, вернётся ли дорогой человек. Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слёзы, но всё-таки у каждого в сердце жила надежда, что всё будет хорошо, что наступит победа и в дом вернётся тот, кто покинул его для защиты Родины. Некоторые молодые солдаты, уезжая на войну, не знали, что уже в скором времени станут отцами, и смогли увидеть своих детей только спустя несколько лет, а кому-то и этого не было суждено.
                                        Приснилось мне, приснилось мне,
                                        Как будто я на той войне.
                                         Вдруг вижу – папа мой,
                                        Такой смешной, такой худой
                                        И совершенно не седой,
                                        Среди разрывов и огня
                                        Идёт, не зная про меня.
                                         Приснилось мне, приснилось мне –
                                        Я папу видел на войне.
                                        Идёт куда-то в сапогах,
                                        Не на протезах – На ногах.   (П. Давыдов)
 
  А сейчас, ребята, я предлагаю посмотреть вам фотографии ВОВ. Кто на них изображен?
Война длилась долгих четыре года, много дорог пришлось пройти солдатам. Бились они в страшных битвах, отстаивая  каждый кусочек родной земли.
Полем, вдоль берега крутого, мимо хат
В серой шинели рядового шёл солдат.
                                    Шёл солдат, слуга Отчизны,
                                    Шёл солдат во имя жизни,
                                    Землю спасая, мир защищая,
                                     Шёл впереди солдат!
Спасали герои - воины не только свою землю, но и весь мир от фашистского нашествия.
 
3. Динамическая пауза. Игра «Доскажи словечко»
1. Моряком, ты можешь стать       2. Самолет парит как птица
Чтоб границу охранять                   Там воздушная граница
И служить не на земле                     На посту и днем и ночью
А на военном ….(корабле).            Наш солдат военный…(летчик).
             3.Можешь ты солдатом стать         4. Брат сказал: «не торопись!»
            Плавать, ездить и летать                   Лучше в школе ты учись!
            А в строю ходить охота                     Будешь ты отличником
            Ждет тебя солдат ….(пехота)             Станешь….(пограничником).


4. Беседа по вопросам.
1. Что такое Великая Отечественная война?
2.  С кем воевала наша Родина?
3.  Кто победил в войне?
4.  Когда началась война?
5.  Сколько времени она шла?


5. Рефлексия
Рисование цветными карандашами медалей, получавшие в Великой Отечественной войне.