Консультация "Родителям о ФГОС дошкольного образования" часть 1
 
Цель: Познакомить родителей с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
 
Задачи:
Познакомить родителей воспитанников с содержанием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Рассказать об изменениях, происходящих в системе дошкольного образования.
 Родителям о ФГОС дошкольного образования
 
 Наша роль воспитателя - знакомить родителей с новыми документами, разъяснять Вам. Самые сильные изменения в том, что ДО - стало ступенью образования, а значит, должен быть и ФГОС. На сегодняшний день ФГОС ДО, утвержденный Советом Министерства образования и науки Российской Федерации, вступил в силу с января 2014 года.
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России А.Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования А. Асмолова.
Как подчеркнул А. Асмолов, "в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.
Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".
 
В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение.
28 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. В 2013 году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и введен в действие с 1 января 2014 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. На основе стандарта разрабатываются Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
 
ФГОС ДО разработан на   основе:
 
- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации
- С учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
 
В основе, которых заложены следующие основные принципы:
 
1)поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2)личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3)уважение личности ребенка;
 
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательской и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
 
В Стандарте учтены:
 
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его   жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с   ограниченными возможностями здоровья.
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации.
 
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
 
1)повышение социального статуса дошкольного образования;
2)обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3)обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
4)сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации - относительно уровня дошкольного образования.
 
Стандарт направлен на решение следующих задач:
 
1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2)обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3)обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6)формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
 
Стандарт является основой для:
 
 1) разработки и реализации Программы;
2) разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
4) формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
5) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
6) подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
 
Стандарт включает в себя требования к:
 
-Структуре Программы;
-Условиям реализации Программы;
-Результатам освоения.
 
Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие   личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
 
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
 
• физическое развитие.