Консультация "Родителям о ФГОС дошкольного
образования" часть 1 Цель:
Познакомить родителей с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования. Задачи: Познакомить
родителей воспитанников с содержанием федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Рассказать
об изменениях, происходящих в системе дошкольного образования. Родителям о ФГОС дошкольного образования Наша роль воспитателя - знакомить родителей с
новыми документами, разъяснять Вам. Самые сильные изменения в том, что ДО -
стало ступенью образования, а значит, должен быть и ФГОС. На сегодняшний день
ФГОС ДО, утвержденный Советом Министерства образования и науки Российской
Федерации, вступил в силу с января 2014 года. Совет
Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным
государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный
стандарт дошкольного образования. В
соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как
отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего
образования Минобрнауки России А.Зырянова, "с одной стороны, это признание
значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение
требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Разработка
стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в
сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института
развития образования А. Асмолова. Как
подчеркнул А. Асмолов, "в соответствии с принятой разработчиками
идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат
культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат
ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только
подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и
индивидуализации и не сводится к сфере услуг. Центральная
психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие
ребёнка с взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на
ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной
модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок –
человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь
ребёнка через ворота детской игры". В
июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое
общественное обсуждение. 28
августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации
по федеральным государственным образовательным стандартам принял решение
утвердить ФГОС дошкольного образования. Обучение и воспитание дошкольников
осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее —
Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование
является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться
федеральным государственным образовательным стандартом. В 2013 году такой
стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от
17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013
г., регистрационный № 30384) утвержден и введен в действие с 1 января 2014 г. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС
ДО) создан впервые в российской истории. На основе стандарта разрабатываются
Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы
финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание
государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме
того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации,
формирования содержания подготовки педагогических работников, а также
проведения их аттестации. ФГОС
ДО разработан на основе: -
Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации -
С учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В
основе, которых заложены следующие основные принципы: 1)поддержка
разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного
этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание детства как
периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки
к следующему периоду; 2)личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей; 3)уважение
личности ребенка; 4)
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательской и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка. В
Стандарте учтены: 1)
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. 2)
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации. Стандарт
направлен на достижение следующих целей: 1)повышение
социального статуса дошкольного образования; 2)обеспечение
государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования; 3)обеспечение
государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации основных образовательных
программ, их структуре и результатам их освоения; 4)сохранение
единства образовательного пространства Российской Федерации - относительно
уровня дошкольного образования. Стандарт
направлен на решение следующих задач: 1)охраны
и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия; 2)обеспечения
равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного
детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья); 3)обеспечение
преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования; 4)создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром; 5)объединения
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6)формирования
общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной
деятельности; 7)обеспечения
вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования
образовательных программ различной направленности с учётом образовательных
потребностей и способностей детей; 8)формирования
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей; 9)обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. Стандарт
является основой для: 1) разработки и реализации Программы; 2)
разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее –
Примерные программы); 3)
разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; 4)
формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении
Организаций; 5)
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; 6)
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и
аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала
государственных и муниципальных Организаций. Стандарт
включает в себя требования к: -Структуре
Программы; -Условиям
реализации Программы; -Результатам
освоения. Программа
должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание
должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие направления развития и образования детей (образовательные области): •
социально-коммуникативное развитие; •
познавательное развитие; •
речевое развитие; •
художественно-эстетическое развитие; •
физическое развитие.