Консультация
"Родителям о ФГОС дошкольного образования" часть 2
Программа
реализуется на государственном языке Российской Федерации. Введение ФГОС ДО
связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного
образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые
возможности для успешного обучения в школе. Однако
стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких
требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких
«стандартных» рамках. Специфика
дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста
определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью
личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность
ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного
образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует
жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта
начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Здесь
необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования
к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в Стандарте начального
образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного
периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет
упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться
уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный
процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит
специфике развития детей дошкольного возраста. Поэтому,
в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в
стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы
дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. При
этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано,
что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел
«Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества!
а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате
освоения программы. Основная
общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем
дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень
развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в
школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением. В
тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на
позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься
с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной
деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей
дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие»
рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как
дидактической формой учебной деятельности. Факт
повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей
главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на
первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной
модели образовательного процесса – отказ от специально организованной
деятельности уже давно назрела. Ведущими
видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что
каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с
детьми. Содержание
основной программы включает совокупность образовательных областей, которые
обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным
направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей –
развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования,
лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области. Образовательные
области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы
детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в
образовательной программе дошкольного образования. Все
образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает;
познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и
взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и
взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка
целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль
взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по
физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры,
эстафеты по теме. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального
сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др. В
соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного
процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор
отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе
подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников
событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми
«событийно». Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День
семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники
– это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно
готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной.
Критерием того, что данный это заработает, станет живое, активное,
заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий
по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным. Изменяется
способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а
совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее
естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Документ
ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в
реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного
развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности. Родители должны быть активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая
деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. И
что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность
с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее. Перспектива
реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные
изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему
«общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного
образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это
означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается
не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии. Таким
образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует
воспринимать позитивно. Во-первых,
система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами
общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много
положительного: Желание
сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной. Создание
условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития,
интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных
географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и
многое другое. Попытка
повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного
возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной
области. Стремление
к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Отказ
от копирования школьных технологий и форм организации обучения. Ориентация
на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.