Консультация
для родителей: «Создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ»
Уровень социализации личности
дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению
академика Н. М. Амосова, ребенок конца XX — начала XXI веков сталкивается с
тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без
физической разрядки, перееданием, гиподинамией. Исходя из принципа «здоровый
ребенок — успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания
социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по
физическому развитию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из
приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание
здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ. В решении задач физического
воспитания мы используем концептуальные основы авторской программы «Здоровый
дошкольник», разработанной доктором медицинских наук, профессором Змановским Ю.
Ф. Цель программы — рациональное осуществление совместными усилиями
специалистов ДОУ и родителей комплекса воспитательных и профилактических мер,
направленных на укрепление здоровья растущего организма. Для полноценного физического
развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы
следующие условия: — спортивный зал оснащен
спортивным инвентарем; — имеется спортплощадка с
беговыми дорожками. Кроме того, спортплощадка разбита на зоны для подвижных
спортивных игр; • есть музыкальный зал; • существует кабинет медицинского работника; • имеется душевая комната Гармоничному физическому и психическому
развитию ребенка способствует гибкий режим дня, который подразумевает 3
составляющих: динамичный режим дня детей; гибкий график работы воспитателей,
специалистов и всего обслуживающего персонала ДОУ; разная продолжительность
пребывай детей в группе. В своей работе я использую
различные виды занятий, среди которых» преобладают: • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной
степени интенсивности; • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе
различных эстафет выявляют победителей; • занятия-тренировки основных видов движений; • занятия по традиционной схеме: вводно-подготовительная
часть общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры; • занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы
на время. Эффективность физкультурно
оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от
взаимодействия руководителя физического воспитания с медицинским персоналом,
музыкальным руководителем, психологом, воспитателями. Предварительно
составляется план совместной деятельности, включающий в себя консультации для
воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогические
совещания. Большую часть времени в
дошкольном учреждении ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько
грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей,
зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре
должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического
совершенствования детей. Основными из них являются: • подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей
гимнастики, для организации игр между занятиями; • оборудование физкультурного уголка; • организация самостоятельной двигательной активности детей в
группе и на прогулке; • оформление рекомендаций для родителей по организации
двигательной деятельности детей в семье. Основными проблемами, требующими
совместной деятельности педагогов и медицинских работников, являются: 1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное
учреждение. 2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ. 3. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной
деятельности. 4. Профилактика заболеваний. 5. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. В систему оздоровительной
работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия:
дыхательная гимнастика в комплексе с циклическими беговыми упражнениями;
контрастные водные процедуры; фито-бар; профилактический массаж ног;
профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Ежедневно во всех возрастных
группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:
утренняя гимнастика в зале и на воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня,
закаливающие процедуры, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все
вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность
детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и
физическую нагрузку детей. В процессе занятий большое
значение имеет применение компьютерного мониторинга, который позволяет
определить уровень и динамику физических показателей как всей группы, так и
каждого ребенка. Умение контролировать развитие ребенка — необходимое качество
педагога. В своей работе я использую методику «Педагогический контроль за
физической подготовленностью детей», разработанную доктором педагогических наук
В. И. Усаковым. Проблемы физического воспитания
детей решаются в тесном контакте с семьей. Для этого используются следующие
методы взаимодействия: наблюдение, анкетирование (с целью изучения потребностей
родителей по вопросам физического воспитания детей), индивидуальная беседа,
консультация (на родительских собраниях и в форме выпуска ежемесячной газеты по
приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни). В процессе нашей деятельности
мы пришли к следующим выводам. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу
в ДОУ по программе Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», нам удалось
воспитать в ребенке потребность в оздоровлении своего организма, стремление
быть здоровым. Развитию адаптивной модели способствует оптимизация физического
и психического развития ребенка, формирование гармонически развитой личности,
Наши выпускники отличаются следующими качествами: они активны, любознательны,
выносливы, ловки, сильны и обладают всеми возможностями для гармоничного
развития.