Консультация для родителей: «Создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ»


Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н. М. Амосова, ребенок конца XX — начала XXI веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.
Исходя из принципа «здоровый ребенок — успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ.
В решении задач физического воспитания мы используем концептуальные основы авторской программы «Здоровый дошкольник», разработанной доктором медицинских наук, профессором Змановским Ю. Ф. Цель программы — рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ и родителей комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
— спортивный зал оснащен спортивным инвентарем;
— имеется спортплощадка с беговыми дорожками. Кроме того, спортплощадка разбита на зоны для подвижных спортивных игр;
•  есть музыкальный зал;
•  существует кабинет медицинского работника;
•  имеется душевая комната
 Гармоничному физическому и психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, который подразумевает 3 составляющих: динамичный режим дня детей; гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала ДОУ; разная продолжительность пребывай детей в группе.
В своей работе я использую различные виды занятий, среди которых» преобладают:
• сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
• занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
• занятия-тренировки основных видов движений;
• занятия по традиционной схеме: вводно-подготовительная часть общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры;
• занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
Эффективность физкультурно оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия руководителя физического воспитания с медицинским персоналом, музыкальным руководителем, психологом, воспитателями. Предварительно составляется план совместной деятельности, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогические совещания.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
• подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
• оборудование физкультурного уголка;
• организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
• оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье. Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинских работников, являются:
1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
3. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности.
4. Профилактика заболеваний.
5.  Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика в комплексе с циклическими беговыми упражнениями; контрастные водные процедуры; фито-бар; профилактический массаж ног; профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и на воздухе, разнообразные подвижные игры
в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
В процессе занятий большое значение имеет применение компьютерного мониторинга, который позволяет определить уровень и динамику физических показателей как всей группы, так и каждого ребенка. Умение контролировать развитие ребенка — необходимое качество педагога. В своей работе я использую методику «Педагогический контроль за физической подготовленностью детей», разработанную доктором педагогических наук В. И. Усаковым.
Проблемы физического воспитания детей решаются в тесном контакте с семьей. Для этого используются следующие методы взаимодействия: наблюдение, анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам физического воспитания детей), индивидуальная беседа, консультация (на родительских собраниях и в форме выпуска ежемесячной газеты по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни).
В процессе нашей деятельности мы пришли к следующим выводам. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ по программе Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», нам удалось воспитать в ребенке потребность в оздоровлении своего организма, стремление быть здоровым. Развитию адаптивной модели способствует оптимизация физического и психического развития ребенка, формирование гармонически развитой личности, Наши выпускники отличаются следующими качествами: они активны, любознательны, выносливы, ловки, сильны и обладают всеми возможностями для гармоничного развития.