ФГОС
дошкольного образования Цель:
Познакомить родителей с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования. Задачи:
Познакомить родителей воспитанников с содержанием федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Рассказать об изменениях,
происходящих в системе дошкольного образования. Наша
роль воспитателя - знакомить родителей с новыми документами, разъяснять Вам.
Самые сильные изменения в том, что ДО - стало ступенью образования, а значит,
должен быть и ФГОС. На сегодняшний день ФГОС ДО, утвержденный Советом
Министерства образования и науки Российской Федерации, вступил в силу с января
2014 года. Совет
Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным
государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный
стандарт дошкольного образования. В
соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как
отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего
образования Минобрнауки России А.Зырянова, "с одной стороны, это признание
значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение
требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Разработка
стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в
сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института
развития образования А. Асмолова. Как
подчеркнул А. Асмолов, "в соответствии с принятой разработчиками
идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат
культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат
ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только
подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и
индивидуализации и не сводится к сфере услуг. Центральная
психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие
ребёнка с взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на
ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной
модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок –
человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь
ребёнка через ворота детской игры". В
июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое
общественное обсуждение. 28
августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации
по федеральным государственным образовательным стандартам принял решение
утвердить ФГОС дошкольного образования. Обучение и воспитание дошкольников
осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее —
Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование
является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться
федеральным государственным образовательным стандартом. В 2013 году такой
стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от
17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и введен в действие с 1
января 2014 г. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС
ДО) создан впервые в российской истории. На основе стандарта разрабатываются
Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы
финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание
государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме
того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации,
формирования содержания подготовки педагогических работников, а также
проведения их аттестации. ФГОС
ДО разработан на основе: -
Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации -
С учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В
основе, которых заложены следующие основные принципы: 1)поддержка
разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть
период подготовки к следующему периоду; 2)личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей; 3)уважение
личности ребенка; 4)
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательской и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка. В
Стандарте учтены: 1)
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. 2)
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации. Стандарт
направлен на достижение следующих целей: 1)повышение
социального статуса дошкольного образования; 2)обеспечение
государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования; 3)обеспечение
государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации основных образовательных
программ, их структуре и результатам их освоения; 4)сохранение
единства образовательного пространства Российской Федерации - относительно
уровня дошкольного образования. Стандарт
направлен на решение следующих задач: 1)охраны
и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия; 2)обеспечения
равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного
детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья); 3)обеспечение
преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования; 4)создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром; 5)объединения
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6)формирования
общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной
деятельности; 7)обеспечения
вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования
образовательных программ различной направленности с учётом образовательных
потребностей и способностей детей; 8)формирования
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей; 9)обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. Стандарт
является основой для: 1)
разработки и реализации Программы; 2)
разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее –
Примерные программы); 3)
разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; 4)
формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении
Организаций; 5)
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; 6)
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и
аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала
государственных и муниципальных Организаций. Стандарт
включает в себя требования к: -Структуре
Программы; -Условиям
реализации Программы; -Результатам
освоения. Программа
должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание
должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие направления развития и образования детей (образовательные области): •
социально-коммуникативное развитие; •
познавательное развитие; •
речевое развитие; •
художественно-эстетическое развитие; •
физическое развитие. Программа
реализуется на государственном языке Российской Федерации. Введение ФГОС ДО
связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного
образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые
возможности для успешного обучения в школе. Однако
стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких
требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких
«стандартных» рамках. Специфика
дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста
определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью
личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность
ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного
образования от общего образования заключается в том, что в детском саду
отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не
в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от
стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Здесь
необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования
к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в Стандарте начального
образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного
периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет
упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться
уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный
процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит
специфике развития детей дошкольного возраста. Поэтому,
в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в
стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы
дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. При
этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано,
что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел
«Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества!
а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате
освоения программы. Основная
общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем
дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень
развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в
школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением. В
тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на
позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься
с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной
деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей
дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие»
рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как
дидактической формой учебной деятельности. Факт
повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей
главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на
первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной
модели образовательного процесса – отказ от специально организованной
деятельности уже давно назрела. Ведущими
видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что
каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с
детьми. Содержание
основной программы включает совокупность образовательных областей, которые
обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным
направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей –
развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования,
лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области. Образовательные
области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы
детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной
программе дошкольного образования. Все
образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает;
познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и
взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и
взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка
целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль
взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по
физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры,
эстафеты по теме. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального
сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др. В
соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного
процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор
отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе
подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников
событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми
«событийно». Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День
семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники
– это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно
готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной.
Критерием того, что данный это заработает, станет живое, активное,
заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий
по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным. Изменяется
способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а
совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее
естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Документ
ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в
реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного
развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности. Родители должны быть активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая
деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. И
что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает
преемственность с примерными основными программами начального образования, чего
не было ранее. Перспектива
реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные
изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему
«общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного
образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это
означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается
не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии. Таким
образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует
воспринимать позитивно. Во-первых,
система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами
общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых,
в приказе много положительного: Желание
сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной. Создание
условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития,
интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных
географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и
многое другое. Попытка
повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного
возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной
области. Стремление
к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Отказ
от копирования школьных технологий и форм организации обучения. Ориентация
на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.