В этом плане воспитательно – образовательной работы отражены основные темы, цели и необходимая литература для непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на II квартал.

 

Декабрь.

Тема: Глава первая из сказки А. Милна «Вини – Пух и все-все-все».

Цели: Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, описывать последовательность событии; помогать придумывать новые эпизоды, названия.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».

Цели: Учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; знакомить с новыми фразеологии (душа в душу, водой не разольешь).

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками. с литературой и развитие речи.

Тема: Литературная викторина

Цели: Закрепить знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; учить соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствием литературной или речевой ситуации.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына».

Цели: Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета; помогать, детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать свое отношение к персонажам.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Норвежская народная сказка «Пирог».

Цель: Учить находить сходство и различия в сюжете, идее, характерных героев похожих сказок разных народов; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

 

Январь.

Тема: Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Цели: Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Р.н.с. «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов.

Цели: Учить понимать целесообразность использования в литературном произведений выразительно - изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Литературная викторина «Наши любимые поэты». Стихотворения А. Борто, С. Михалкова.

Цели: Систематизировать знания о литературном творчестве А. Борто, С. Михалкова; развивать умения выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Сказка Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с р. н. с. «Репка».

Цель: Учить чувствовать и понимать сходство и различия в построении сюжетов, идеях двух сказок; помогать, детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Литературная викторина «Наши любимые книги»

Цель: Закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм; формировать образность речи.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.


Февраль

Тема: Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц.

Цель: Учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Рассказ Н. Номова «На горе»

Цель: Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний предложений.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа»

Цель: Формировать умение понимать характер героев произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Стихотворения С. Есенина «Черемуха».

Цель: Учить выразительно, читать наизусть стихотворения, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картины весенней природы; развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.

Тема: Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»

Цель: Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи; формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову.

Литература: Ушакова «Ознакомление дошкольниками с литературой и развитие речи.