Сценарий
развлечения в подготовительной группе
«Лаборатория»
Цели
и задачи: учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с
научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать
любознательность, пытливость ума, познавательный интерес; познакомить детей с
некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с
использованием подручных средств и предметов.
Оборудование и материалы: столы, накрытые
клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой,
чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, подставка под горячее, соль,
сахар, банка с вареньем, сода, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели
желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки,
пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет гейзера
(бутылка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).
Ход развлечения:
-
Здравствуйте, дети! Меня зовут Доцент Всезнайка. Сегодня я приглашаю вас в свою
лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы)
-
Какие вы умные, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и
эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Ответы)
-
Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для
начала запомним правила безопасности:
БЕЗ
РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
-
вставать с места
-
трогать оборудование, приборы и реагенты
-
засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
-
Скажите, ребята, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Ответы)
-
Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая
загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Ответы)
Сейчас
мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.
-
Мне нужны два помощника.
(Выбирает
двух детей, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети
дуют, Всезнайка обращается с вопросами к залу).
Что мы видим?
-
Дети: Пузырьки воздуха, воздух
-
Откуда берется этот воздух?
-
Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку
-
Куда деваются пузырьки воздуха?
-Дети:
Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал
-
Почему пузырьки не остаются в воде?
-Дети:
Потому что воздух легче воды
-
Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них
мы сегодня проведем.
-
Какого цвета воздух?
-Дети:
Никакого, воздух прозрачный
-
Можно ли услышать воздух?
-Дети:
можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты. Всезнайка
предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика
через щель так, чтобы получился звук. Дети смеются.
-
Что мы слышим?
-Дети:
Воздух
-
Предлагаю вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем
эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.
Воспитатель
предлагает ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с
горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает
детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой;
дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и
шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка
бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают объяснять, что происходит
с воздухом в процессе опыта.
Нагревшись, воздух расширился, его стало
больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что
шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при
охлаждении – сжимается.
-
Дети повторяют это свойство воздуха, сопровождая слова движениями: на слова –
расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить
голову, подтянуть колени и обнять их руками.
-
Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух?
-Дети
отвечают. воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы,
спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п.,
чем он пахнет в этом зале.
Всезнайка:
Зачем нужна вода? Где она живёт? Она живая? (Ответы)
У
воды есть цвет?
-
Дети: Нет, она бесцветная.
Всезнайка:
А может она стать цветной? Что для этого надо сделать? (Добавить краску.
Всезнайка делает то, что говорят дети.) А у воды есть запах? (Нюхают воду,
убеждаются, что она ничем не пахнет.) Что можно сделать, чтобы появился запах
(Заварить чай, кофе, растворить варенье.) Какая вода на вкус? (Безвкусная.) А
если бросить в неё соль, сахар, перец, дольку лимона? Давайте немного поиграем.
Мы все будем капельками. Встанем в круг, возьмёмся крепко- крепко за руки.
Представим, что стало очень холодно. Во что мы превратились (В лёд.) Да, стали
твёрдыми. А теперь разбежимся в разные стороны и вообразим, что наступила
весна. Во что мы превратились? (В капельки.) А потом капельки вновь собрались
вместе и стали ручейками, которые быстро- быстро побежали в реки, моря, океаны.
Итак, что умеет вода? (Течь)
-
Вы, ребята, наверняка проводили в группе опыты на плавучесть предметов. Давайте
поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте,
если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает –
вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».(Проводится игра
«Тонет-плавает», для демонстрации можно использовать реальные предметы,
картинки или изображения на мультимедийном экране) .
-
Всезнайка: Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас
являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит плавать.
(Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете?
-Дети:
в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать?
-Дети:
в море.
-
Всезнайка: А почему? –
-Дети:
в море вода соленая, она лучше держит.
-
Всезнайка: Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим
экспериментом. (В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В
пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую,
то пресную воду, Всезнайка заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно
банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Дети активно
помогают в проведении опыта).
В
заключение нашей встречи предлагаю вам устроить вулкан! Нет, вулкан нельзя,
техника безопасности не позволяет…
Тогда
– водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер
(достает макет гейзера, осталось, только его активировать!
Воспитатель
приглашает желающих, дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, Всезнайка
выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий
фонтан) .
-
Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось
сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы)
-
На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю
вам продолжить его вместе со своим воспитателями и родителями! Наблюдайте за
миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и
открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!